Колонка Виты Малыгиной:
Воспитание с помощью наказания все запутывает, выстраивая ложные связи. Потому что проступок, ошибка, шалость ребенка всегда про одно, а наказание - про другое. Совершенно непонятно, почему, допустим, за то, что четырехлетняя девочка ударила совочком своего двухлетнего брата, следует запрет на мультик после обеда. При чем здесь, собственно, мультик? Какой урок малышка должна получить, понеся «справедливое» наказание? По-моему, только один: «Не попадайся, делай исподтишка, тогда тебе ничего не будет».
Воспитывать, применяя наказание, крайне хлопотно и неудобно. Приходится все время выдумывать новые, ведь человек ко всему привыкает, даже к наказанию, и тогда оно просто перестает действовать. Еще одна проблема: что годится в качестве наказания для шестилетнего пацана, совсем не подойдет для десятилетнего... И надо снова придумывать новые способы... А вы как считаете, достаточно ли "наказания естественными последствиями"?