Предыдущий день Утром нам не удалось позавтракать из-за наших наполеоновских планов: мы хотели успеть на узкоколейку (или как ее называют местные - "кукушку") Боржоми-Бакуриани отходящую с пригородного вокзала Боржоми 10.45. А перед этим мы еще хотели прогуляться до термального бассейна, расположенного в двух километрах от нашего лагеря. Все приходилось делать быстро. Быстро умылись, упаковали рюкзаки и закинули в палатку (бояться нечего, мы же в Грузии :-) ), и пошли к бассейну. Горная дорожка довольно красива и приятна для утренних прогулок.
Минут 15-20 и мы уже возле бассейна, расположенного на берегу Боржомки.
В бассейне купалось человек 10, в основном дети и молодежь. Из-за недостатка времени мы купаться не стали, но руками воду пощупали - теплая, градусов 30 :-) Место очень классное для пикника или стоянки. Хотелось бы и дольше побыть тут, но время поджимало. Той же дорогой вернулись к палатке. Перед марш-броском до пригородного вокзала не смогли себе отказать помыть головы, ибо было неизвестно когда такое изобилие воды нас будет ожидать в следующий раз. Боржомка самая настоящая горная река с соответствующей температурой воды, поэтому заряда бодрости нам хватило до конца дня.
Дальше была пробежка километра в 4 без отдыха. Планировали закинуть рюкзаки в инфоцентр и дальше идти налегке, но, к сожалению, он был закрыт. Пришлось пилять с рюкзаками. Время сильно поджимало, боялись опоздать. На вокзал попали за 15 минут до отправления. "Кукушку" уже подали к перрону. Состав состоял из небольшого локомотива и двух вагонов, напомнивших мне Детскую Ж.Д., которая когда-то существовала в парке моего города. Кинули рюкзаки в вагоне, благо места предостаточно, и я сбегал на рынок в здании вокзала, дабы купить что-нибудь на завтрак. Взял несколько персиков, помидор и грамм 300 соленого сыра, который припал по душе Ане и хорошо сочитавшийся с помидорами.
"Кукушка" не отправлялась до тех пор, пока на соседний путь не прибыла тбилисская электричка, часть пассажиров которой пересели в "Кукушку". Отправились. Проводнику оплатили проезд в размере 2 лара с человека. В вагоне с нами ехали двое австрийцев и пятеро эстонцев. Судя по всему, данный вид транспорта рассчитан больше на туристов, хотя и местные им пользуются. Проводник нам рассказал, что при совке данная линия очень активно использовалась, состав состоял из трех вагонов и был полностью забит пассажирами. Также, в то время по данной линии осуществлялись грузовые перевозки от комбината (или завода), расположенного ближе к Бакуриани. В нынешнее время такого спроса нет - два вагона полностью справляются с пассажиропотоком, а грузовые вагоны простаивают на немногочисленных станциях. Не менее интересным фактом является то, что на данной узкоколейке снимали фильм "
Не горюй!"
Время в пути составляет более 2-х часов, а общая протяженность линии около 40 километров. Состав то набирает высоту, петляя по серпантину, то едет по склонам, с которых открываются великолепные виды.
На одной из станций мы встретили состав, который шел из Бакуриани.
А спустя пять минут - проводили его взглядом.
Станции на линии выглядят полумертвыми, хотя жизнь в них еще вроде теплится: на каждой станции встречали и провожали состав их дежурные работники, появлялись и немногочисленные пассажиры.
Наблюдая за убегающей колией из окна последнего вагона, создается впечатление, что это не горная дорога, а обычный трамвайный маршрут в зеленом парке города.
И вот мы наконец-то доехали до Бакуриани. У мне он сразу напомнил карпатский поселок Славське. Изначально мы планировали обратно добираться маршруткой, так как она едет около 40 минут, но уже под конец поездки решили этого не далать, так как уже были хорошо знакомы с маленькими грузинскими маршрутками. Все таки в вагоне "Кукушки" больше места для рюкзаков, да и проводники советовали возвращаться тем же самым образом. На вокзале ожидали минут 15 пока перецепят локомотив. Сфоткали наш вагон и поехали назад.
Обратно сильно клонило в сон, но проводники спать не давали. Сначала они довольно громко и эмоционально играли в карты, потом достали арбуз и спросили у нас нож. Дали нож и крышку от казанка вместо миски. В результате весь вагон был угощен скибками арбуза, а один пассажир грузин шутя спросил не бизнес-класса ли вагон :-) Как не боролись мы со сном, но он нас превозмог. Уже за пару станций от Боржоми немного пришли в себя. В это время проводник сходил на перрон и принес две огромные шишки нам в подарок.
И вот мы вновь на боржомском вокзале. Только теперь, без спешки, осмотрели перрон...
... на каждой опоре навеса на нас глядели такие вот зверушки:
Теперь нас в Боржоми уже ничего не задерживало. Также само мы прошагали 2-3 километра назад и теперь двигались к окраине города. Теперь мы рвались в Вардзию. Хотели по дороге найти какую-нибудь кафешку и перекусить перед дорогой. Но мы не встретили ни одной мало мальски привлекательной кафешки. Пришлось уже возле автостанции зайти в магазин и купить себе поесть. Там же и перекусили. За это время к нам подходили таксисты и предлагали свои услуги. Узнав о нашем способе передвижения они желали нам легкой дороги.
Отошли за развилку и стали стопить. Пока ждали, к нам подошел пожилой грузин и уточнил - действительно ли мы из Украины и пальцем показал на сине-желтую косынку на моем рюкзаке. Подтвердили. Он улыбнулся и протянул руку со словами: "Очень приятно! Моя фамилия Шевченко, мои предки 200 лет назад приехали в Грузию". Для нас это была неожиданно приятная новость. Немного постояли, пообщались и он уехал. Минут за 5-10 стопнули грузовой бусик до Ахалцихе.
Водитель зарабатывает тем, что возит грузы из Ахалцихе в Тбилиси. От него узнали об автомобильном рынке Грузии. Растаможка импортных машин в стране не является проблемой как у нас и стоит до до тысячи долларов, поэтому в Грузии очень много машин японских, немецких и американских машин. Мы довольно много встречали автомобили с правым рулем. Поставить авто на учет занимает 15 минут и стоит 15 лари. В Грузии нет доверенностей на управление и техосмотров. А как ездить на чужой машине??? Очень просто - сел и поехал. А все потому, что последняя машина была угнана в 2004 году.
Так за разговорами мы не заметили как доехали до Ахалцихе. Водителю как раз нужно было за город в сторону Вардзии, так что нам не пришлось тратить время на то, чтобы пересечь город. О нас высадил перед мостом через... догадайтесь! правильно, Куру. Трафик был практически нулевой. Мы перешли через мост и пошли к придорожному кафе, дабы набрать воды себе на ночевку. Хозяин добродушно наполнил наши бутылки, а в это время к кафе подъехал внедорожник, из которого вышло несколько мужчин и наш водитель. Хозяин джипа сказал, что приглашает нас поужинать вместе и отказа он не принимает. На наши замечания, что уже поздно и нам еще добираться до Вардзии, он выразил свое сомнение в наших способностях за час-полтора добраться туда. Он предложил нам уже никуда не спешить и остаться на ужин, а переночевать мы можем на берегу его зарыбленного ставка, расположенного в 15 минутах ходьбы от кафе. Хозяин - хороший друг этого мужчины, также призывал нас остаться. Мы сдались и приняли приглашение.
Водитель джипа сразу же куда-то отправил одного из мужчин на своей машине. Минут через 15 он вернулся с полным пакетом, в котором трепыхалась еще живая рыба. На Анин изумленно-жалостный возглас: "Она ж еще живая!!!" все мужчины переглянулись и в один голос спокойно сказали: "Ветер..." :-)
На стол подали шашлык из баранины, чанахи, салаты, отваренную форель(!) и кувшин домашнего вина. Этот кувшин наполняли раз 7-8. Каждый из присутствующих за столом провозглашал тост, а все остальные по кругу дополняли его своими теплыми пожеланиями. Сидеть было приятно и комфортно. Никто из участников застолья не заглядывал нам в стаканы и не делал замечаний на тему "пей до дна". Нам позже сказали, что за грузинским столом пьешь столько, сколько хочешь, а бокал всегда должен быть наполнен. Не хочешь пить - поддержи тост и поставь полный бокал на стол. Никто не упрекнет за это.
Сидели и слушали о мечтах и планах хозяина кафе относительно развития кафе и окончания строительства мини-гостиницы при нем, о том как, он спас от нерадивого охотника своего друга орла, живущего на скале, нависающей на кафе, и чертившего круги над нами.
Ближе к концу застолья хозяин кафе сообщил, что мы можем для ночевки выбрать себе один из двух домиков, предназначенных для застолий в плохую погоду, и сдвинув стол и лавки, расположиться на наших карематах. Мы так и поступили и, спустя полчаса, отправились спать.