О миссии русской литературы

May 21, 2012 10:26


Я родился и живу в России уже много лет. Круг моего общения преимущественно составляла и составляет  так называемая «маргинальная интеллигенция», т.е. творческие люди, которым не нашлось места на пьедестале славы. Сам я в основном рисовал и писал, все остальное, включая музыку мне не давалось.  Находясь в низах интеллектуальной среды, я, как мне кажется, понял специфику «загадочной русской души».  Она легче всего заметна в литературе, так что рассуждать я буду в основном о ней.
Начну с того, что я никогда не любил русскую литературу, просто на дух не переносил.  Каждый раз открывая любую книгу из серии «русской классики» меня обуревало какое-то странное гнетущее ощущение, которое особо остро возникало при чтении Достоевского. Последний, как мне кажется есть венец и пик всей русской литературы и вот почему: Мне думается, что главная задача «русского» писателя» - осветить подпол. Русские писатели  призваны описывать темные стороны, подвал жизни, они певцы Тени человечества. И Достоевский силен в этом, как никто другой. Ни один писатель, русский или зарубежный не доходил в  этом ощущении  ужаса бытия до того края, до какого дошел Достоевский. Вся европейская литература очень тиха и светла, какой бы век мы не взяли. Вольтер- у  него даже сцена изнасилования может принять комический оттенок, Бальзак- утопит вас в жизненных мелочах мещанина, Гессе- окрасит все вокруг светлыми красками, даже безумие в «Степно волке» носит какой-то спокойный оттенок среднегерманского алкоголики и так далее. Даже американский Генри Миллер, которого проклинают за  чрезмерную откровенность в описании реалий, не дотягивает до уровня Достоевского, потому что да, в Америке бывает трудно жить, как и везде, и там есть Гетто, но Россия- одно большое гетто. Россия- это аномальная зона, в которую согнано два вида людей:  порочные себялюбцы и страждущие юродивые. Именно она представляет собой "тень" Европы, то, что последняя постоянно подавляла. Человек с русской ментальностью- это носитель внутреннего хаоса, который никак не может  усилием воли "родить танцующую звезду".

Некоторые зарубежные авторы, хоть и описывали вещи ужасные не спускались так глубоко в глубины ада как делал это скромный и тихий Достоевский, который, кажется, в своих произведениях открыл все ящики Пандоры, которые только смог. Да и оцените положение, например, маркиза де Сада, Габриэль Витткоп  и т. д с одной стороны, и Достоевского с другой. Последний стал культовой фигурой, стал гимном страдания, главным смотрителем подвала человечества, тогда как первые, хоть и были в этом подвале, смогли стать лишь его герольдами.  Максимально близок к Достоевскому пожалуй только Бодлер, однако он выразил скорее суть личного страдания, тогда как Достоевский охватил  своим взглядом еще и общество.

Гессе, Достоевский, Мысли, Бодлер

Previous post Next post
Up