Сразу скажу про очень важную, на мой взгляд, штуку. Когда писатель пишет роман (стих, новеллу и т.д), это его выдумка. Это может быть что угодно. Если он изучает определённую взятую из мира идею, то он может представлять её как угодно. Поэтому нелепо сравнивать то, что происходит у Лондона, с ведическими источниками, и да, такое есть, гугл вам в помощь. Столь же нелепо избегать любой идеи, не вписывающейся в рамки допустимого мира - задача литературы как раз в обратном. Увести с привычной дорожки, вернуть вас, именно вас - другим, соответственно, и в другой мир, более объемный что ли. Жизни в нём больше становится.
Очень интересно думать о том, насколько по-разному переживаются книги. Когда читаешь Лондона, то нету возможности выйти из «здесь и сейчас», выйти из тела героя. Это звучит странно, но из его слов создается реальное физическое ощущение происходящего, он намеренно не дает отойти от этого, отдышаться. Если кто-то читал «Старик и Море» Хемингуэя, можете вспомнить ощущение лески, впивающейся в вашу кожу? У Лондона полно подобных ништяков, он сам пиратствовал, участвовал в революционных движениях, сидел в тюрьме. Он как будто пишет своим потом, кожей, сокращениями мышц. Своей кровью. Своим телом.
Так вот, реинкарнация. Вернее, реинкарнация, которую мы можем прожить через книжку, как если бы я сейчас сидел сзади и трогал ваши волосы. Реально ощутимое касание вечности. Лондон проворачивает это через героя-убийцу, который ждёт смертной казни. Он сидит в камере-одиночке в смирительной рубашке, которая стягивает его так, что он еле дышит (кстати, такие штуки в то время использовали, причем в той тюрьме, где был сам Лондон). И тут его накрывает. Он осознает, что жил уже очень много лет, видит поочередно свои разные обличия, проживает снова их жизни, осознает своё бессмертие. В этом состоянии он не чувствует боли, лишь изредка возвращается в реальность, но уже совершенно бесстрашным перед смертью. Всё это детально описывается очень живым языком. О том, как и почему его накрывает, можно узнать из самой книжки.
Вообще я люблю дневники. Люблю проникать в суть персонажа, а дневниковая форма очень этому способствует. Мои любимые фильмы - тоже часто дневники. И для этой книги очень важно быть дневником, потому что в них максимальная откровенность персонажа (или автора) с читателем. Что еще тут действительно интересно: насколько хорошо у него получилось в нескольких разных жизнях написать одного персонажа. Причем каждая жизнь обрывается почти одинаково. Ярость, которая уничтожает сама себя. Такая вот сансара. Это удивительно, насколько глубоко Лондон хотел (или просто мог) её прочувствовать. Насколько далеко мы обычно прячем такие чувства. Читая про убийцу, мы сами становимся убийцей. Причем, честно, под конец книги это уже не отталкивает.
Последнее, что напишу о книге - Лондон здесь очень круто распускает свою фантазию. Проживаешь разные времена, эпохи, ситуации, которым не требуется быть связанными сюжетом. Они связаны только сердцем персонажа. Это очень, очень хороший и интересный опыт. Это очень другой Лондон, если вы читали, например, «Морского Волка» или «Мартина Идена». Насколько вообще стоит верить в вечность, книга вам не скажет, но возможность её прожить даст.