«Помогает или мешает присутствие руководителя на тренинге?»

Aug 19, 2010 11:05

Спонсор заметки ― бесплатная рассылка «8 Шагов К Профессии Бизнес-Тренер!»


Относительно присутствия руководителя на тренинге есть разные точки зрения: от полного запрета, близкого к табуированию, до возведения участия в ранг желанного.

Так можно ли «пускать» руководителя обучающихся на тренинг?

У меня есть однозначное мнение, что недопустимо просто присутствие руководителя (да и любого другого лица) в тренинге в качестве наблюдателя, расположившегося за кругом. Фигура наблюдателя расстроит весь тренинговый процесс и сведет на нет все усилия тренера.


Поэтому, если присутствие руководителя на тренинге необходимо, то возможность не развалить процесс только одна - ввести гостя в общий круг и предоставить ему статус участника.

Позиция тренера должна быть непреклонной, пусть не на весь день, пусть на час-два, но в круг, в позицию участника. Тренер несет полную ответственность за процесс обучения, он отвечает и за эмоциональное состояние участников, которое будет нарушено из-за присутствия «посторонних глаз» за спинами участников.

Согласитесь, сложно быть отрытым, если кто-то молчит; получается игра не по правилам. Это касается и руководителя самого тренера, который оценивает работу своего подчиненного. К чести моих руководителей хочу отметить, что вся оценка моей работы как тренера велась из общего круга.

Итак, просто присутствие за кругом пассивного наблюдателя в лице руководителя однозначно неприемлемо. А что насчет его участия в тренинге?

Не всегда тренер решает, можно участвовать руководителю в тренинге или нет. Часто ведущий группы ставится перед фактом - в тренинге участвуют сотрудники и их руководитель.

Здесь фигура руководителя может как помогать, так и затруднять работу тренера. От чего это зависит?

Руководитель участников будет ресурсной фигурой в тренинге (то есть работать на повышение эффективности обучения), если он имеет заинтересованность в обучении и воспринимает тренинг как помощь в своей работе, как реальный инструмент повышения эффективности работы своих подопечных.

Находясь в роли участника тренинга, руководитель, тем не менее, может выступать как эксперт, проясняя сложные вопросы и тем самым оказывая существенную помощь и участникам и тренеру.

Процесс тренинга протекает более интенсивно. По этой самой причине необходима тщательная предтренинговая работа, в ходе которой формируется ценность обучения как инструмента развития сотрудников и перевода руководителя в ранг «союзника».

Руководитель может затруднять тренинговый процесс, если займет конкурирующую позицию по отношению к тренеру. Ведущему нужно держать «ушки на макушке» весь тренинг. От первого слова до последнего слова, завершающего занятие. Почему руководитель может стать конкурентом?

Здесь возможно несколько причин. Во-первых, при подготовке обучения не учли (или игнорировали) мнение этого самого руководителя, то есть априори было сформировано негативное отношение к обучению, не обозначены его выгоды для работы отдела.

Во-вторых, руководителя, также как и участников, просто могут «загнать» на тренинг его же руководители. В любом случае тренер столкнется с негативным отношением к обучению и фигуре ведущего, явным или скрытым сопротивлением со стороны руководителя.

Интересный факт, что принятое среди тренеров введение правила о «снятии погон» не работает.
Рабочие отношения более значимы, чем система отношений, сформированная на тренинге.

Тренеру важно останавливать любые проявления давления со стороны руководителя на участников, подчеркивая равенство позиций. При обсуждении необходимо начинать опрос с руководителя, чтобы он своим категоричным мнением не перечеркнул ростки здравого смысла участников.

С уважением,
Марианна Шульченко,
бизнес-тренер компании «Провокация РОСТА»

P. S. «Если Вас Интересуют Тонкости Профессии Бизнес-Тренера,
Подпишитесь На Наш Бесплатный Курс
„8 Шагов К Профессии Бизнес-Тренер!“»

обучение тренеров, тренинг тренеров, бизнес-тренер, тренинг, тренер по продукту, тренинг-менеджер, тренер, тьютор

Previous post Next post
Up