Feb 19, 2007 12:34
Когда, посмотрев фильм, мы гуляли с Волкой по скрипящему на морозе снегу, она сказала, что при всех достоинствах фильма осталось неясным в чём его идея и смысл. Тогда я ответил сходу, разглядев два маячка, оставленных в фильме. Сейчас попробую сформулировать развёрнуто.
В каждом человеке живёт потребность запечатлеть себя в вечности. Можно пойти по проверенному тварному пути и продолжить себя в детях и потомках: «Дети твои и дети твоих детей будут испанскими грандами». Можно избрать путь горний и обрести вечность в единении с Богом. А ещё остаётся путь человеком изобретённый и для человека специфичный:
- После смерти не останется ничего.
- Останется память.
Дети людей войны как правило не знают своих отцов, а думать о Боге у этих людей не получается: «я не трачу времени на подобные глупости». С памятью испанским солдатам 17 века тоже не слишком повезло - действия их страны не оставили современникам возможности вспоминать их добрым словом. Им не досталось даже деревни, которую можно защитить от разбойников и уйти, признав, что крестьяне снова победили.
Но стремление души не пропасть бесследно никуда не делось, и рвёт старый солдат с пояса деньги, отложенные на безбедную старость, чтобы спасти дурного юнца, единственного человека, который может донести до потомков историю их жизни, и этого же юнца отправляют в середину терции, где у него остаётся хоть какой-то шанс спастись в кровавой каше сражения, и бьются к нам через века слова умирающего солдата, последние слова, звучащие в кадре: «расскажи им, как мы сражались».
Они были хорошими солдатами. Вспомним их, они это заслужили.