Сегодня я хотел бы рассказать о великом сподвижнике пророка Мухаммада (мир ему). Это великий Умар ибн Хаттаб. Если описывать подробно его жизненный путь, то не хватит одной проповеди. Поэтому нам необходимо остановиться на моментах восхода и заката этого великого человека Ислама
.
Его имя Умар ибн Хаттаб ибн Нуфайль ибн Абдульузза из племени Курейш. Он соединяется в родстве с нашим Пророком (с.а.с.) по линии их общего деда Кагба ибн Луайем ибн Галибом. Праведного халифа Умара также звали Абу Хафса («отец Хафсы - по имени его дочери, жене пророка Хафсе). Умар был младше Посланника Аллаха на 13 лет. В день принятия им Ислама, мусульмане почувствовали облегчение и уже не боялись открыто исповедовать свою религию. А пророк Мухаммад (с.а.с.) в тот знаменательный день прозвал Умара ибн Хаттаба «Аль-Фарук», что означает «различающий истину от заблуждения».
Своей внешностью Умар отличался от своих соплеменников: он был высокого роста, мощным, мускулистым. В толпе можно было сразу увидеть и выделить Аль-Фарука и Халида ибн Аль-Валида. По характеру второй праведный халиф был жестким и требовательным как во времена джахилии, так и после принятия религии Аллаха.
История принятия Умаром ибн Хаттабом религии Аллаха такова. Когда он услышал, что Мухаммад (с.а.с.) призывает к какой-то религии, которая порочит поклонение идолам, разлучает мужа и жену, отцов и сыновей, и т.п., то решил убить посланника Всевышнего. По дороге к осуществлению своего умысла, Умара встретил человек и спросил, куда он направляется. Умар ответил, что идет убить Мухаммада. Тот сказал, что лучше бы он навел порядок в своей семье, ведь его родная сестра стала мусульманкой. Умар сильно разозлился и отправился в дом своей сестры, где в то время находился Хаббаб. Он читал ей с мужем аяты из суры «Та Ха». Подойдя к двери, он услышал какие-то стихи, и громко постучал в дверь. Хаббаб, испугавшись, спрятался в доме.
Когда Умар зашел внутрь, то спросил: «Что вы там читали, дайте мне!» Его сестра сказала: «Ты грязный многобожник, и я не дам тебе в руки свиток Корана!» Умар со злости ударил свою сестру, в чем сразу же раскаялся. Потом он совершил омовение, взял свиток и начал читать
«С именем Аллаха Милостивого Милосердного. Та-Ха, мы не послали тебе Коран, чтобы ты затруднялся»
- Какие прекрасные слова, - сказал Умар, будучи пораженным прочитанным. - Ведите меня к пророку, я хочу принять Ислам!» Когда будущий праведный халиф пришел в дом Аркама, Пророк принял его шахаду (свидетельство). И Умар стал мусульманином. Обычно люди, принимавшие Ислам, держали это в тайне, дабы избавить себя от истязаний и издевательств со стороны многобожников. Но только не Умар! Он сразу после принятия Ислама отправился к самому жестокому врагу мусульман, вождю курайшитов Абу Джахлю, и сообщил ему: «Я принял Ислам!»
Абу Джахль грубо отругал его и захлопнул перед его носом дверь. После этого Умар нашел самого болтливого в Мекке человека по имени Джамиль, и сообщил ему, по секрету, о своем принятии Ислама. Новость об отважном поступке Умара тотчас же разлетелась по всей Мекке. Появлялись различные слухи среди многобожников, дело доходило даже до драк. Точку в этом вопросе поставил Ас ибн Ваиль - уважаемый курайшит - который, проходя мимо толп соплеменников, сказал: «Оставьте его (Умара), мужчина выбрал себе религию!»
О достоинстве Умара ибн Хаттаба передается множество хадисов. В одном из них говорится: «Однажды Амр ибн Аль-Ас спросил пророка: Кто самый любимый для тебя? Пророк ответил: Айша, потом ее отец Абу Бакр, потом Умар». (Аль-Бухари). Также передается от Мухаммада ибн Аль-Ханафийя сына Али: «Однажды он спросил у отца: Кто лучший человек после пророка? Али ибн Абу Талиб ответил: Абу Бакр, потом Умар. (Аль-Бухари).
Передается от Абдуллы ибн Умара: «Однажды вышел пророк Мухаммад и с ним были Абу Бакр, Умар и больше никого. Пророк обернулся и сказал: Так мы будем воскрешены в Судный день».
Умар твердо придерживался религии Аллаха, как об этом сообщил Пророк в хадисе от Абу Умамы Аль-Бахили: «Пророк увидел во сне как он вышел из двери Рая и перед ним были поставлены весы. Пророк говорил: Меня поставили на одну чашу весов, а всю мою общину на другую, и перевесил я их. Потом привели Абу Бакра, поставили на одну чашу весов, а всю мою общину на другую, и перевесил Абу Бакр. Потом привели Умара, поставили на одну чашу весов, а всю мою общину на другую, и перевесил Умар. (Ахмад).
Также передается от Абу Хурайры, что Пророк сказал: «Раньше были такие люди, которым Аллах внушал истину, и они всегда были на истине. И если и есть такие люди после меня, то это, несомненно, Умар ибн Хаттаб». (аль-Бухари и Муслим).
Передается от Абу Мусы Аль-Худри, что Посланник Аллаха сказал: «Мне приснился сон, что люди приходят ко мне и на них рубахи. Из них были такие, которым рубаха доходила до груди, такие, у которых рубахи ниже. Когда же мне был показан Умар, то на нем была рубаха, которая волочилась за ним, из-за своей длины. Когда же Пророка спросили, каково толкование этих рубах, он сказал: Эти рубахи означают приверженность людей религии Ислам». (аль-Бухари, Муслим). Также сообщается от Абдуллы ибн Умара, что Пророк сказал: «Мне приснился сон, что мне дали сосуд с молоком, я попил из него, а остатки отдал Умару. Когда у пророка спросили о толковании этого молока, он ответил: «Это знание». (аль-Бухари, Муслим).
Умар был тем человеком, который опередил ниспослание некоторых аятов из Корана, или же они были ниспосланы по его причине, т.е. решение, принимаемое Умаром, было истиной и Аллах подтверждал это аятом из Корана. Один из таких примеров проявился в битве при Бадре. После сражения Пророк спросил у сподвижников, что делать с пленными. Кто-то посоветовал ему отпустить их, кто-то - обменять. Умар же сказал, что Мухаммаду не следует брать пленных. Пророк не послушал Умара и Аллах ниспослал аяты:
«Не следует пророку брать пленных, пока он твердо не упрочнится на земле» (Сура Аль-Анфаль, аят 67)
После ниспослания этого аята Пророк заплакал. Он сказал об этом Абу Бакру, и они стали плакать вместе. Тогда к ним подошел Умар и спросил: «Что заставляет вас плакать, если есть какое-то дело, от которого стоить плакать, я буду плакать от этого. Если же нет, то я буду плакать вместе с вами». Пророк оповестил его о ниспосланном аяте, о порицании мнения Мухаммада и остальных, о подтверждении мнения Умара. После этого аль-Фарук заплакал вместе с ними. Посланник Всевышнего сказал: «Я видел наказание, которое хотел обрушить на нас Аллах из-за неправильно принятого решения. И если бы оно ниспосылалось, то никто не спасся бы, кроме Умара».
Также Умар еще при жизни был обрадован раем. Передается от Абу Мусы Аль-Ашари: «Однажды я совершил омовение, вышел из дома и сказал себе: сегодня я проведу свой день с посланником Аллаха. Я начал спрашивать, куда он пошел, и мне показал на сад у родника Урайз. Я зашел к роднику в сад, поздоровался с Пророком и вышел к двери родника, сказав себе: Сегодня я буду слугой Пророка. Пророк же остался сидеть внутри, опустив в родник ноги. После пришел Абу Бакр, я сказал ему: Подожди, я спрошу у посланника Аллаха разрешения тебе войти. Я зашел к Пророку, и сказал: Там Абу Бакр. Пророк сказал: Разреши ему войти и обрадуй его Раем. Он вошел, сел, справа от пророка и свесил ноги в родник. Позже пришел Умар, и я также остановил его, спросил ему разрешения войти, и Пророк обрадовал его Раем. После пришел Усман и Пророк также обрадовал его Раем после испытаний, которые его постигнут». (аль-Бухари).
Также передается от Абу Хурайры, что Пророк сказал: «Я увидел во сне Рай, и увидел там одну девушку, которая умывалась около одного из дворцов Рая. Я спросил ее: Чей это дворец? Мне сказали, что это дворец Умара. Я вспомнил, насколько он ревнив и быстро удалился. После этих слов Умар заплакал и сказал: «А разве к тебе я буду ревновать, о Посланник Аллаха?» (Бухари Муслим).
Приводится много хадисов о достоинстве Умара, о том, что он попадет в Рай, и не просто так, а умерев шахидом. Передается от Анаса: «В день битвы при Ухуде на гору забрался Пророк, а с ним Абу Бакр, Умар и Усман. Гора задрожала, Пророк же топнул по ней своей благородной ногой и сказал: «Успокойся Ухуд! На тебе сейчас Пророк, правдивейший и два шахида». (аль-Бухари).
Таким был Умар. Необходимо рассказать о закате этого великого человека, о том, как его подло убили в молитве. Перед этим я хотел бы напомнить, во-первых, себе, а потом всем, что эта религия не добьется успеха пока мусульмане не будут следовать примеру Умара, Абу Бакра и других сподвижников Пророка. Пока не будут мусульмане единобожниками, покорными Господу миров, униженными перед Аллахом Всевышним, строго исповедующими религию Ислам, живущими согласно Сунне пророка Мухаммада (мир ему). Которые, услышав приказы Аллаха и Его пророка, говорят: «Мы услышали и повинуемся».
Как получилось, что Умара подло убили, пронзив кинжалом? Случилось это в тот момент, когда он проводил утреннюю молитву, будучи имамом мусульман. К нему подкрался огнепоклонник Абу ЛуЛу, чтобы пронзить его отравленным кинжалом в спину. После этого ничто заботило Умара, кроме как узнать, кто это сделал. Ему сказали, что это огнепоклонник Абу ЛуЛу, на что Умар сказал: «Альхамдулиллях, хвала Аллаху, который сделал мою смерть не от рук человека, исповедующего Ислам!»
После этого Абдуррахман ибн Ауф быстро закончил утреннюю молитву, Умара перенесли в его дом, а его кровь лилась и лилась. Как приводится в хадисе, который приводит Аль-Бухари, что к нему зашел Ибн Аббас и сказал: «Возрадуйся, о повелитель правоверных! Ты был сподвижником посланника Аллаха и преуспел в этом. Потом Пророк умер, будучи довольным тобой. Потом ты сопровождал Абу Бакра и преуспел в этом. Потом Абу Бакр умер, будучи довольным тобой. Ты сопровождал сподвижников Пророка и преуспел в этом, и клянусь Аллахом, они довольны тобой! Умар ответил: «Это милость Аллаха, которую Он мне даровал. И поистине, обманут тот, кто поверил вашим соблазнам и восхвалением. Клянусь Аллахом, если бы у меня было золото, которое занимало бы всю поверхность земли, я бы пожелал откупиться им от наказания Аллаха, прежде чем увидеть его». Потом он обратился к своему сыну Абдулле и сказал: «О Абдулла, пойди к матери правоверных Айше, попроси ее зайти и поприветствуй ее. Скажи, что Умар ибн Хаттаб просит тебя разрешения быть похороненным со своими двумя товарищами (пророком Мухаммадом и Абу Бакром). И не говори ей, что просит повелитель правоверных, потому что я сегодня уже не предводитель правоверных. Если она разрешит, то Хвала Аллаху». Абдулла пошел к матери правоверных Айше, и застал ее плачущей. Он рассказал ей просьбу своего отца, и она ответила: «Клянусь Аллахом, я готовила это место для себя, но сегодня я предпочитаю Умара ибн Хаттаба себе». Абдулла вернулся к отцу и передал ему слова Айши. Умар сказал: «Альхамдулиллях, я не беспокоился ни за что, кроме этого». Потом он впал в предсмертную агонию, его сын Абдулла положил его голову на свои колени. Когда Умар очнулся, то обнаружил свою голову на коленях сына Абдуллы и сказал: «О сынок, положи мою голову на землю». Сын ответил: «О отец, а разве что мои ноги, что земля, не все ли равно?» Умар снова сказал: «Сынок положи мою голову на землю, может быть, Аллах помилует меня. Горе мне и горе моей матери, если меня не помилует Аллах, Свят Он и Велик!» (Это достоверный хадис, переданный в табакат).
Потом он сказал Абдулле: «Когда я умру, попроси разрешения у матери правоверных еще раз, если она разрешит, то похороните меня с двумя моими товарищами, а если откажет, то похороните меня на мусульманском кладбище».
И после этого Умар ибн Хаттаб умер, его пречистая душа покинула тело, и свершилось обещание Пророка о том, что он умрет шахидом, и он будет из обитателей рая, согласно обещанию того, кто не говорит по своему пристрастию.
Таким прекрасным человеком был Умар. И как только могут некоторые люди, которые считают себя мусульманами, ругать этого пречистого сподвижника. Им можно ответить словами Али из хадиса, который приводится у аль-Бухари от Ибн Аббаса, который сказал:
«Когда Умар лежал на своем ложе и люди совершали над ним погребальную молитву, перед тем как его понесли хоронить, вдруг меня взял за плечи сзади мужчина. Когда я обернулся, то увидел Али ибн Абу Талиба. Он, плача, посмотрел на повелителя правоверных Умара, сказал: «Клянусь Аллахом, я не оставил никого, делами которого я пожелал бы встретиться с Аллахом, как твоими делами, о Умар. И не смотря на то, что я против того, чтобы ты был похоронен с двумя твоими друзьями, однако как часто я слышал Пророка, когда он говорил: «Пошел я, Абу Бакр и Умар, пришел я, Абу Бакр и Умар, вошел я, Абу Бакр и Умар».
Да будет доволен Аллах Умаром, и будет доволен Али и всеми сподвижниками Пророка Мухаммада. Пусть Аллах воскресит нас с ними, хоть и дела наши малочисленны. Аминь!
Абдулхаким-хазрат Яфаров