я в который раз убеждаюсь что многие вещи нужно записывать или говорить по мере возникновения в голове :) ту складывалось легко - так же легко как и все что происходило на экране и кстати после него. но расскажу наверное отрывками - такими узелками которые завязались сразу мгновенно - как переживание увиденного, тем более что они наслаиваются как в луковице у Гюнтера Грасса...
вот так бывает, когда один гений снимает кино про другого гения. я, человек абсолютно равнодушный к танцу, балету - очарован до невозможности. этот фильм не о балете даже не о танце - это фильм о движении, в котором Вендерс сделал = невозможное показал движение так, как оно есть во всем.
кстати, этот фильм похож на другой мой любимый его шедевр. как не странно - на "Буену Висту" - причем они мне кажутся практически идентичными - и если в нем - Вендерс вовлекает нас в джаз, в Гавану, в этих потрясающих и молодых стариков, то тут он погружает меня в.... запнулся .... во множество, и оно потрясающе своей целостностью, единством
я шел на Вендерса - посмотреть как он снял новый документальный фильм, ну и 3Д.... а увидел Фильм о Пине Бауш, увидел фильм о Танце, о движении, фильм о человеческих отношениях, о себе и о сидящих рядом, увидел фильм об архитектуре, посмотрел кино о повседневности такой которую мы видим каждый день... так что захотелось танцевать. мне! мне, который :))))))))))))
Как показать Пину хореографа, это документальный фильм. только через то что она делает - и это не съемки репетиций - это буквально то что она делает и те, кем она делает - это просто это на поверхности, но это гениально... а делает она.... там в кадре ее нет - но сквозь это все она проступает так, как если бы часами рассказывала о себе своей жизни, принципах, замыслах, ценностях и актерах... воспоминания там есть - но они так же субъективны как и ица этих людей и то что они делают...
недаром Пина возникает там не в "триде" а на экране кинотеатра который видно из зрительного зала, который мы видим из нашего кинозала. а я чувствую себя действующим лицом фильма - потому что в моем зале ходят и выходя зрители в на экране сидит зал и там происходит действие. чья это заслуга? кто это так показал? эти люди своими телами, своими действиями? Пина Бауш которая это все поставила? Вендерс который все это уловил-показал? все вместе - и я который это видел и двигался внутренне и снаружи в такт - музыке, движениям, звукам или смыслам? не знаю.
тот традиционный балет который знаю (насколько знаю, потому что не разбираюсь - я не люблю в том числе за предсказуемость движений, жестов, эпизодов того, что делают на сцене. Современный балет или танец может влечь меня ненадолго красотой тел, экспрессией движений - нарочитых танцевальных или художественных
вроде и в "пине" этого хватает но там танцует - нет, движется руки ноги, стены, стулья, выражения лиц и даже обстоятельства. там танцуют лица и их выражения лиц, там танцует архитектура и даже музыка. причем большая часть, это обыденные движения жесты, взгляды. это настолько есть и естественно - что когда я вышел из кинотеатра - задвигался город и танец раскрывался в движениях прохожих, неба, листвы и света фонарей. недаром в фильме они (люди которые двигаются) погружены в пространство города.
свет, цвет, фактура, одежда. брызги воды, струи. камень,там все двигалось, стулья , пространство между ними, песок под ногами, что казалось раскрывался один секрет, всего один секрет гения. гений это не тот кто может создать, ритм, мелодию, красивый дом, прелестный танец, замечательный пирог. гений это тогт кто сумеет сделать все сразу все вместе в умопомрачительной симфонии связке созвездии, композиции - не одно из этих слов меня не устраивает - первое что приходит в голову - это - гармония, но гармония - это состояние, результат - а композиция в данном случае это состояние гармонии. и причем если композиция это обычно завершенность, то я имею ввиду - все таки бесконечность незавершенность, недосказанность.
это еще то, что делает настоящим кулинарный шедевр - шедевром (приветы sable_hornbeam!). это не только сделанное все по рецепту (вот простая композиция) это еще и выложенное на тарелке и чашка чая, и капля бальзамического уксуса, для вкуса и тарелка, и чайник стеклянный с плавающими чаинками и запахом чая это еще и небрежно брошенная салфетка, это еще и первый кусочек, и вкус после третьего, и ощущение от глотка и послевкусие через 10 минут - это все вместе - ЭТО КОМПОЗИЦИЯ в широком смысле. она незавершенна, потому что новое блюдо ты сделаешь немножко другим, а чаинки будут плавать по-другому, а капелька бальзамико смешается немножко другими компотентами а имбиря будет на йоту больше.... и мысли даже в голову придут после четвертого кусочка чуть другие :)))))))))
они вроде бы даже не танцуют - они двигаются они просто смотрят говорят чувствуют. как -то так всевместе (однимсловом). недаром танцовщики там кричат говорят видят и переживают танец и внутри и снаружи. недаром они дают интервью не разжимая уст. Они живут и ею и тем что говорят и тут же тем как движутся и живут в постановке. как еще показать Пину как не через ее театр - как еще показать танец как не через танцовщиков, а их - через то что они делают. как еще показать жизню как не через это. причем в таком действии где постановка не смотрится как постановка хотя все в ней постановочно....
это фильм о жизни. это танец о жизни. это движение жизни. Там лди стареют, сомневаются, издеваются, несут один другого на спине, убегают от любви, отчаиваются и пытаются пострить мир и други по боразу и подобию. построить как храм и построить как строй.... и как строем ходят
и содержательно этот фильм о том, что человека изменить нельзя - я там видел это во многих местах. и о том, что человек не меняется по жизни и остается сам собой что бы не происходило
это фильм о творчестве - которое так же неделимо как и то что происходило в нем от начала до кона.. это точка сборки и точка отсчета, которая собирает воедино все в симофинию. это симфонический оркестр это двое которые движутся взявшись за руки и за души.
это фильм о неоднозначности - почем там есть танец и нету его - но точно есть движение от танца до обыденности и наоборот - от обыденных движений до неимоверной пластики. это фильм о том что ничего нельзя трактовать однозначно
это еще фильм о том что люди часто падают
нечаянно, от безнадежности, и доверчиво
а вот тот камень из моей люимой задачки о том "может ли Бог создать камень?" ;)-
а еще фильм о равновесии (душевном и физическом -
это фильм о поэзии так как она соотносится с прозой. так и все что там происходило соотносится с тем что происходило на экране когда я сидел в зале. поэзии в которой может не быть рифмы - но она звучит поэзией. прозой которая красива и гармонична настолько что звучит как стих.
вот кстати говоря то что я говорил о соотнесении балета танца и движения в этом фильме.... только другими словами
недаром у Вендерса в конце фильма говорят "А теперь музыка!" и начинают танцевать. (музыка?!! боже мой разве там была музыка?!!! я удивлен) и танцевать они начали....
для того чтобы мы те к то в зале на экране и те кто в зале перед экраном - поняли что эе на самом деле бло в фильме ДО ЭТОГО.
для того чтобы выйти из зала и понять что симфония продолжается вокруг.
а Вендерс. Хм. ему удалось это показать.
он снял документальный фильм по настоящем документальный. потому что документальность вокруг когда я брел по городу продолжалось в том же виде что и на экране...
ему осталось только снять фильм о кулинарии что бы не то чтобы захотелось есть прямо в зале. а для того чтобы прочувствовать блюдо прямо там.
....
рефреном
"Весна, Лето. Осень. Зима..." Брр.... они так говорят... они так двигаются
. и Дворжак сейчас "в Легенде о пианисте"....
все едино :)
на самом дел tслов у меня нет :))))))