Среди рек Северной Сумщины на Эсмань я обратил внимание в последнюю очередь. Но вот Сейм и Десна пройдены вдоль и поперёк, их притоки Клевень и Ивотка благополучно исследованы - настало время Эсмани. Гетманская столица Глухов уже давно популярна среди путешественников - так почему бы не добавить к экскурсионному туризму ещё и водный.
Куда: Глухов - озеро в Некрасово (4 км.); Некрасово - Перемога (13 км.)
Когда: 24.03.2019
На севере Сумщины есть две речки под названием Эсмань. Одна, меньшая, течёт по торфяным болотам и впадает в Реть за селом Обтово - она тоже есть в моих исследовательских планах. Сейчас же речь пойдёт о притоке Клевени: наша Эсмань течёт через Глухов и Баничи, а впадает в Клевень в селе Волокитино.
Автомобильный просмотр накануне показал, что Эсмань вполне пригодна к прохождению на байдарке. Весна-2019 отметилась рекордно низким уровнем воды, но даже такой уровень оставлял достаточно глубины для комфортного сплава.
Правда, была другая проблема: когда в других регионах Украины уже зеленели поля, на водохранилищах Сумщины ещё стоял лёд. Из-за этого пришлось разбить поход на два участка: первый - от Глухова до начала водохранилища в Некрасово, второй - от дамбы в Некрасово до села Перемога.
Кроме того, в Глухове не удалось эффектно стартовать в центре города от старинных Киевских ворот (51°40′38.5″N 33°54′16.5″E). Но визуальный просмотр показал, что в более тёплое время ничто не помешает начать поход у моста (51°40′41″N 33°54′08″E) около этого памятника архитектуры и пройти через Павловское озеро.
Часть 1: Глухов - озеро в Некрасово
Мы же стартовали за дамбой Павловского озера, где река формирует небольшое озерцо (51°39′40.8″N 33°53′37″E).
Клевень течёт вдоль автотрассы Глухов-Путивль, где ходит много автобусов, так что с заброской тут проблем нет. Но куда лучше автобуса - верная группа поддержки!
Первые километры после Глухова шёл с опаской: узкое русло среди зарослей рисковало превратить поход в сплошной обнос завалов. Но чудеса бывают: за весь маршрут до водохранилища поднять попу с надувного кресла пришлось лишь трижды, да и то из-за рукотворных мостиков, а не из-за природных препятствий. Коряги попадались довольно часто, но все они либо оставляли проход для байдарки сбоку, либо позволяли пройти под ними, пригнув голову. Течение в реке довольно бодрое.
А вот деревянный пешеходный мостик (51°39′17.5″N 33°53′49.5″E) слишком низок - быстрый обнос слева.
Перед дамбой, по которой идёт дорога к дачному кооперативу, начинается сложный участок. Русло разбивается на несколько рукавов и зарастает камышами. Левое русло уходит под бетонный автомобильный мост (51°39′06″N 33°53′47.8″E), где река заключена в несколько труб. Визуально это русло больше, но за мостом густо покрыто завалами.
Поэтому я пошёл в узкое правое русло, которое пересекает дамбу чуть дальше, под деревянным автомобильным мостом (51°39′03.3″N 33°53′39.4″E). Здесь же в Эсмань впадает её правый приток Ракита.
Обошлось без обносов и проводок, хотя и пришлось продираться через густые заросли камышей. Плюс 10-20 см. воды сильно упростили бы проход: можно предположить, что в регулярный весенний уровень участок проходится легче.
Впрочем, камыши быстро выпускают. После них байдарку нужно перетащить через низкий полуразрушенный деревянный мостик (51°39′05.1″N 33°53′41.9″E). По высокой воде, возможно, удастся пройти его сверху, не вставая с лодки.
Деревянный автомобильный мост (51°39′03.3″N 33°53′39.4″E) в день моего похода закрывался на ремонт, о чём правление дачного кооператива известило объявлением. Хочется надеяться, что после ремонта из-под моста уберут перегораживающее реку бревно. А пока - быстрый обнос справа.
За мостом русло становится шире. Эсмань сильно петляет среди камышей, иногда образуя тупиковые заливы. Пару раз ошибался поворотом, но быстро одумывался. На этом участке стоит внимательно следить на картой и обращать внимание на направление течения - оно чётко заметно.
Иногда из-за поворота справа показываются домики дачного кооператива. Рыбаки по берегам явно видели байдарочника впервые, поэтому делали круглые глаза и от удивления не успевали задать типовые вопросы (як там риба? скільки ото бадарка стоїть?) или дать типовой совет (там не пройдеш; далі річки немає). Один дядька спросил, купаю ли я жінку, хотя в байдарке был я один, второй весело посоветовал дойти до Десны (спасибо, мне бы до Клевени дойти, да и то не сегодня).
Пару упавших деревьев заставляют залечь на дно байдарки, но не обносить её.
А вот и место моего промежуточного антистапеля - большая поляна на левом берегу на самой окраине Глухова (51°38′29.3″N 33°53′59.3″E).
Сюда удобно подъезжать машиной, что и сделала моя верная группа поддержки. Полянка хорошо подходит для ночёвки: на участке Глухов-Некрасово река идёт или по камышам, или по населёнке, а потому не балует подобными местами. В тёплое время года место подходит ещё и для купания.
Пройти ниже не позволял лёд. Но судя по расширяющемуся руслу, крупных препятствий там быть не должно до самой дамбы.
Часть 2: Некрасово - Перемога
Объехав заледеневшее озеро, я отстапелился повторно. Стартовать сразу за дамбой в Некрасово (51°37′03.2″N 33°52′18.2″E) не позволили многочисленные завалы. Пришлось пройти 200 м. по тропинке вниз по течению - до места слияния двух рукавов (51°36′56.9″N 33°52′23.4″E).
На склоне правого берега ещё лежал снег.
А дальше произошло чудо. Около километра Эсмань была завалена огромными деревьями - и в каждом из них был заботливо выпилен проход для лодки!
Причём жители потрудились спилить не только мелкие ветки…
Но и крупные стволы!
Обычно жизнедеятельность сельских жителей наносит непоправимый ущерб байдарочным характеристикам речки (низкие мостики, деревянные гатки, рыбацкие сети, кучи мусора), но в Некрасово всё наоборот. Мысленно помолился за них Верховному Байдарочному Богу.
В акватории Некрасово байдарку пришлось перетащить лишь через одну колоду (51°36′32.3″N 33°52′40.6″E). За автомобильным мостиком (51°36′29.9″N 33°52′41.2″E) Эсмань выходит из плена деревьев и расширяется. Волны от ветра и заснеженные берега делают это место похожим на какой-нибудь Шпицберген.
До села Семёновка пришлось обнести ещё один завал (51°35′59.3″N 33°53′21.9″E). После бетонного автомобильного моста в Семёновке (51°35′41.3″N 33°53′22.1″E) Эсмань снова широко разливается.
На широком участке река ещё и очень мелкая. По нормальной весенней воде проблем бы не было, но при моём рекордно низком уровне байдарка иногда чиркала железным кормовым пером о каменистое дно. Мель продолжается около 300 м., дальше река сужается и углубляется.
За Семёновкой начинается красивый и приятный участок. Эсмань петляет в углублении среди лугов, деревьев по берегам нет, а потому нет и завалов.
Здесь много мест для стоянки - правда, из-за обрывистых берегов не всегда есть удобный выход на сушу.
Шикарное место для стоянки или привала - большая поляна на правом берегу около соснового леса (51°35′01.7″N 33°54′35.1″E).
Два раза идиллия прерывается: сперва на проводку через колоду (51°34′52″N 33°55′12.2″E), затем - на обнос крупного завала по левому берегу (51°34′29.4″N 33°55′27.0″E).
Дальше на высоком правом берегу стоит настоящая вилла: с деревянным домиком, фигурной лестницей к воде и большой купальней (51°34′26.3″N 33°55′29.5″E). Премиальность объекта слегка разбавляет отдельно стоящая будка туалета.
За виллой есть пару проходимых завалов, а затем реку перегораживает импровизированный пешеходный мостик, сделанный из упавшего в воду дерева (51°34′26.6″N 33°55′36.0″E).
Прохожу под ним лёжа, попутно созерцая огромное байдарочное небо.
Дальше завалов нет, зато есть много мест для стоянки. Одно из них - поляна на правом берегу (51°34′08.0″N 33°55′56.7″E). Эсмань здесь широкая и красивая.
Река расширяется, впереди показываются сельские дома. Це - перемога! Точнее, Перемога: так село называется.
В начале села русло внезапно перегораживает частокол из острых палок и кусков шифера (51°33′05.8″N 33°56′08.5″E). Аккуратно прохожу справа - там есть проход.
Причаливаю для антистапеля к левому берегу около каменной плотины (51°32′57.9″N 33°56′00.2″E) и деревянной беседки. Здесь уже ждёт верная группа поддержки. Впереди - автомобильный мост, под которым есть ещё одна каменная плотина (51°32′56.2″N 33°55′58.7″E).
Оставшуюся часть Эсмани мы пройдём летом, чтобы проверить речку на всесезонность. Но увиденное сегодня очень порадовало. Глухов мне всегда нравился, и будет круто, если к его архитектурным красотам добавятся ещё и байдарочные.