Забытая железная дорога Канев-Мироновка. Велопокатушка выходного дня

Oct 09, 2018 21:27



Это не просто красиво, а о***нно красиво! Как иллюстрация к «Кобзарю» Тараса Шевченко, нарисованная обкуренным художником - ибо не обкуренному такую красоту не выдумать. Если бы железная дорога функционировала, виды из окна поезда составили бы конкуренцию видам из знаменитого раховоза.

Вот такие, например, виды:



Но обо всём по порядку.

Куда: Канев-Грищинцы-Трощин-Пищальники-Раёк-Козаровка-Ковали-Литвинец-Канев
Когда: 7.10.2018
Сколько: 65 км.

Добраться в Канев без машины, особенно на праздники и выходные, особенно с байдаркой или велосипедом - задача не из лёгких. Редкие маршрутки переполнены, а электрички сюда не ходят. Каких-то 70 лет назад всё было не так - к последнему пристанищу Кобзаря регулярно бегали паровозики.
Но пришла Вторая Мировая война, железную дорогу разбомбили, а после победы решили не восстанавливать. Вот «последние прижизненные фото» участка Канев-Мироновка. Это схема из советского атласа 1943 года.



А это - немецкая 500-метровка того же периода.



А это - я образца 2018 года.



На месте железной дороги ничего толкового не построили: где-то по старой насыпи идёт грунтовка, где-то на ней растут деревья, а где-то она вовсе распахана и едва просматривается со спутника. О её существовании и вовсе забыли бы, если бы не разрушенный железнодорожный мост через Днепр (49°45′52.9″N 31°28′46.4″E) на въезде в Канев со стороны ГЭС (фото не моё, это yarejka снимала).



И если бы не музей военной техники с бронепоездом №56 (49°45′37.5″N 31°25′05.1″E).



Каневский участок был частью грандиозного проекта Гришино-Ровенской железной дороги. А раз весь проект не состоялся - зачем нужна его часть? Подробнее о Гришино-Ровенской ж/д я писал здесь.

Но пора в путь!

По дороге в Канев мы с lyoshko заезжаем на машине в сёла Козин и Масловка. По бывшей железнодорожной насыпи можно проехать от её пересечения с автотрассой (49°42′22.8″N 31°08′07.7″E) до самой реки Росава. А вот от моста через Росаву (49°41′58.1″N 31°08′15.9″E) ничего не осталось. На его месте через реку переброшена газовая труба.



В Каневе оставляем машину на стоянке (49°45'27.1"N 31°26'57.0"E) - и вперёд, на запад. Параллельно бывшей улице Ленина идёт бывшая насыпь, местами срытая. Бронепоезд стоит примерно в районе бывшей железнодорожной станции Канев.



На Викимапии станция Канев ошибочно отмечена чуть севернее. Это тоже бывшая железная дорога, но уже послевоенная, которая шла через плотину Каневской ГЭС к несостоявшейся огромной промзоне. От неё даже остался переезд с рельсами (49°46′15.3″N 31°24′38.1″E).



Промзона давно заброшена.



Зато с неё открываются красивые виды (49°46′56.1″N 31°24′53.6″E) на Каневское водохранилище и Трахтемиров.



Но вернёмся на «правильную» железную дорогу. За бронепоездом её условная линия проходит через квартал многоэтажек, потом врезается в огороды. Насыпь хорошо прослеживается. Слева высится водонапорная башня, относившаяся к станции Канев (49°45′43.1″N 31°24′15.3″E).



А дальше - крупный артефакт: каменный мост через ручей (49°45′47″N 31°24′12.9″E).



Переезжаем через поле, где пути давно распаханы, и вновь видим следы нашей ж/д (49°46′34.1″N 31°23′34.8″E). Сперва думаем, что она шла по насыпи, но потом понимаем, что наоборот, в углублении.



Линия упирается в поле (49°46′40.5″N 31°22′56.9″E) - на спутнике она просматривается даже сквозь посевы. Мы же сворачиваем направо, выезжаем на автотрассу и движемся до её пересечения с бывшей ж/д (49°47′20.6″N 31°22′50.9″E). Отсюда поездку снова можно считать железнодорожной: по насыпи идёт грунтовка.



Она довольно быстро приводит нас к самому неприятному месту маршрута - Каневской свалке мусора (49°47′56.9″N 31°23′08.7″E). Место для свалки выбрано не случайно: от дороги здесь осталась глубокая выемка, которую и засыпают мусором. Хотя мне больше нравится, когда на месте заброшенных ж/д прокладывают велодорожки, как это делают в странах, расположенных западнее Канева.



По иронии судьбы, сразу же за самым противным местом маршрута следует самое красивое. Железная дорога вырывается из углубления-свалки на высокую насыпь, пересекающую овраг (49°48′15.2″N 31°22′35.6″E), а потом скрывается в сосновом лесу. Таким пейзажем можно любоваться хоть целый час.



Отклоняемся от маршрута влево, чтобы увидеть ветряную мельницу в селе Грищинцы (49°48′07.8″N 31°21′53.3″E). У ветряка осталась только одна лопасть, сделанная из крыла самолёта.



Внутри сохранились мукомольные девайсы.



Возвращаемся на ж/д линию, переезжаем овраг.



И попадаем в абсолютно нереальный пейзаж. Прямая дорога идёт по высоченной насыпи, на склонах которой растут сосны. Деревья тут появились явно после закрытия движения.



В лесу есть место бывшего моста (49°49′02.8″N 31°21′44.7″E). Сейчас там просто глубокий провал, а грунтовка обходит его слева.
У велопокатушки по бывшей железной дороге есть важное преимущество: отсутствие спусков и подъёмов. Изрезанная холмами и оврагами Каневщина - испытание для велосипедиста. А линия ж/д идёт то по насыпи, то в углублении, сохраняя при этом один уровень.





Основная грунтовка уходит направо (49°49′36″N 31°21′01.1″E) к селу Трощин, а по насыпи продолжается едва заметная тропинка с многочисленными завалами из веток. Поездка на велосипеде здесь чем-то напоминает сплав на байдарке по малой реке.



Посреди насыпи зачем-то высадили ровный ряд сосен. Следов станции Трощин, которая отмечена на Викимапии, но не отмечена ни в советском атласе, ни на немецкой 500-метровке, обнаружено не было.



Хотим добраться до места, где линия ж/д змеиным язычком упирается в распаханное поле (49°49′20.8″N 31°19′46.2″E). Но наши планы нарушает очередной отсутствующий мост (49°49′18.9″N 31°20′15″E). Приходится взбираться на высоченную гору справа. Тяжело, зато красиво.



Пробираемся к автомобильной дороге по краю поля. По закону подлости, оно оказывается неубранным в отличие от большинства соседних. Иллюстрируем собой народную поговорку «как лось по кукурузе».



Выехав, наконец, на дорогу, возвращаемся немного назад, чтобы увидеть старинную казацкую могилу (49°49'37.3"N 31°20'15.8"E)  у окраины Трощина. Каменный крест на холме, выжженная трава, вид на окрестные сёла и поля с комбайнами - хрестоматийная Центральная Украина!



Дорога из Трощина в Пищальники пересекает условную ж/д в том месте, где линия раздваивалась: одна ветка шла в Мироновку, другая - напрямую в Фастов. Именно вторая ветка задумывалась как часть Гришино-Ровенской магистрали - но, в отличие от пути в Мироновку, она так и не была достроена. Развилку давно перепахали, а место пересечения железной дороги с автомобильной (49°49′28″N 31°19′33.1″E) визуально не заметно.
Зато с холма около Пищальников (49°50'3.1"N 31°17'47.1"E) открывается красивейший вид: на село, поля, леса и, конечно, железнодорожную насыпь. Спускаемся вниз по экстремально крутой грунтовке.





И продолжаем путь по насыпи (49°50′12.5″N 31°17′44.1″E).



По ней идёт асфальтированная дорога, но это временно, только до пересечения с автотрассой на Киев (49°48′29.5″N 31°17′02.2″E). Дальше - снова грунтовка. Насыпь традиционно высоченная, виды традиционно красивые.
На южной окраине села Раёк грунтовка отклоняется от линии ж/д влево из-за очередного отсутствующего моста (49°47′50.8″N 31°16′06.8″E).



Впереди - два самых многообещающих объекта, которые на Википедии обозначены как остатки построек станции Лазорцы.
Первый островок посреди распаханного поля (49°47′39″N 31°15′51.3″E) оказывается большим ангаром. Бетонные перекрытия, кирпичная кладка и облицовочная плитка явно принадлежат к послевоенным временам. А вот каменные стены, на которых держится всё вышеописанное, явно помнят паровозные гудки и стук вагонных колёс. Этот ангар обозначен на немецкой 500-метровке, но располагается чуть в стороне от ж/д путей.



Соседний островок в поле (49°47′32.4″N 31°15′43.1″E) озадачил. Тут тоже есть руины советского здания, но оно показалось нам послевоенным. Интересных артефактов обнаружено не было.



Вскоре прямая как стрела железнодорожная линия одевается в бетон. Вдоль неё стройными рядами до горизонта выстраиваются белоснежные курятники - это аграрная империя МХП имени Юрия Косюка (49°46′21.6″N 31°14′14.3″E).



Едем к финальной точке нашего маршрута - дамбе через речушку Шевелуха (49°45′20.2″N 31°12′27.5″E). Здесь снова нереально красиво.



Теперь пора назад, в Канев. Едем через Козаровку, Ковали и Литвинец. Как только отклоняешься от железнодорожной насыпи, Каневщина даёт о себе знать - подъёмы и спуски следуют один за другим.
Зато какой закат!



Приехали. Велосипеды устали - укладываем их спать.



Вывод: А какой тут может быть вывод? Обязательно езжайте на каневскую железную дорогу - красиво ведь как! Ну а я вернусь в эти края весной, проверить речку Росаву на байдарочность.

велосипед, Черкасская, Украина, Киевская, ПВД, поход

Previous post Next post
Up