В день перехода на зимнее время погода выдалась солнечная, и мы решили посвятить последнее воскресенье октября велопрогулке по западным окраинам Киевской области. Программа получилась насыщенной: краски осени, леса и поля, деревянные церкви, старинные мельницы и даже железнодорожный переезд-музей.
Куда: Кожанка-Фастов, 32 км.
Когда: 30.10.11
Кто:
Дима - Giant Boulder 840
Юля - Trek 4300
В Фастов доехали на машине, которую оставили на стоянке (50°04'31.2" N 29°55'17.2" E) напротив проходной завода «Красный октябрь» недалеко от городской бани. Оттуда совсем недалеко до вокзала, где нас уже ждала электричка на Казатин. На ней мы доехали до станции Кожанка (Фастов 11:45 - Кожанка 12:03).
Четыре километра по селу - и нас встречает первая достопримечательность, Покровская церковь (49°58'20.9" N 29°46'44.5" E). Это - один из старейших деревянных храмов Киевщины, он построен в 1758 году.
Церковь обита не вагонкой, а настоящим деревом; окна в ней деревянные, а не металлопластиковые; батюшка здоровается и улыбается, а не предаёт анафеме за фотосъёмку и «неуставную форму одежды». В общем, фантастика, как для нашего сурового края…
Вскоре за церковью сворачиваем налево. На выезде из села - ворота с большой табличкой «Деньги» (49°58'43.8" N 29°46'25.9" E). Но путь любопытным быстро преграждает злая собака - когда это деньги были доступны просто так!?
Но счастье не в деньгах - одного взгляда на усыпанную жёлтыми листьями грунтовку хватало, чтобы в этом убедиться.
Грунтовка привела к интересному объекту: железнодорожному переезду (49°59'15.6" N 29°45'52.1" E). Собственно, переезд самый обыкновенный, а интересен он тем, что был закрыт за ненадобностью (ведь ведущая к нему грунтовка в некоторых местах подходит разве что для тракторов).
А поскольку закрыли переезд совсем недавно, быт служившей здесь тётеньки был полностью сохранён - получился настоящий «Музей переезда»! Осталось даже главное орудие производства переездного служителя - свёрнутый трубочкой жёлтый флажок.
Будка была закрыта на замок, поэтому единственным экспонатом, который можно было пощупать, оказалась табличка из шестого вагона третьего класса.
За переездом дорога шла по бескрайнему кукурузному полю, урожай с которого уже убрали. Ну, почти убрали…
Дорога привела в село Пивни, где есть сразу два объекта старины. Во-первых, это церковь Иоанна Златоуста (50°00'46.9" N 29°44'14.7" E). Она построена в середине XIX века и выдержана в довольно редком для деревянных построек стиле классицизма Церковь некрашеная, но это только добавляет ей старинного колорита.
Во-вторых, на границе сёл Пивни и Дмитровка, у плотины на реке Унава, стоит мельница 1909 года (50°00'58.8" N 29°43'59.3" E). Это не самая красивая мельница Киевщины, но на ней сохранились характерные для того времени кованые вензеля; к тому же, она ещё и работает (по крайней мере, в этом уверяет табличка). Но рабочий процесс мы не увидели: мельница мелет по субботам, а мы катались в воскресенье.
В селе Пивни попадается и такая редкость для наших широт, как дома с черепичными крышами (имеется в виду настоящая черепица, а не эрзац из металла или рубероида).
Между сёлами Пивни и Новая Волица идёт полевая грунтовка. Она довольно укатана и подходит как для велосипедов…
…так и для школьных автобусов
С моста через Унаву в Новой Волице (50°01'29.4" N 29°45'58.4" E) открываются красивые виды: на водохранилище…
…и на камышовую заводь за плотиной.
Интересно, что часть речной воды проходит не через основной слив плотины, а через деревянный короб. Под журчание воды в коробе мы устроили перекус.
В Новой Волице то и дело попадались чудные пасторальные пейзажи. То патриотично краснела «червона калина»…
…то живописно лежали тыквы на стогах сена.
На окраине села через Унаву переброшен симпатичный деревянный мостик (50°02'09.3" N 29°48'33.1" E), с которого открывается вид на не менее симпатичный железнодорожный мост.
Кстати, об Унаве. Хотя эта речушка и небольшая, её глубина и ширина вполне подошли бы для байдарки. Если бы не одно «но»: непроходимые завалы попадаются до неприличия часто. Чаще всего это упавшие в реку сухие деревья, но встречаются и загадочные рукотворные препятствия.
От ж/д моста через лес идёт грунтовка до самого Фастова. Табличка на въезде сообщает, что лес называется «Урочище Унава» и входит в природно-заповедный фонд Украины.
Самое важное дерево урочища - дуб Семёна Палия (50°02'49.8" N 29°50'10.8" E), якобы посаженный в XVII веке известным казацким полковником и борцом с польской шляхтой.
А вообще - дуб как дуб.
Дорога входит в Фастов в районе Заречье. Здесь Унава снова превращается в водохранилище.
Около плотины находятся две важные достопримечательности города. Первая - деревянная церковь; как и в Кожанке, она называется Покровская (50°04'43.7" N 29°53'42.6" E). Храм датируется 1776 годом, а чересчур свежий вид объясняется восстановлением после пожара. Колокольня от пожара не пострадала, поэтому и выглядит старше.
Второй объект - пивзавод (50°04'39.6" N 29°53'42.2" E), принадлежащий «Оболони» и символично соседствующий с церковью.
Рядом есть фирменный магазин, который, несмотря на вечер воскресенья, был открыт. Впрочем, никакого пивного эксклюзива в нём обнаружено не было.
Поэтому мы отправились к финишу, по пути проехав визитную карточку Фастова - Воздвиженский костёл (50°04'41.4" N 29°54'25.4" E). В 2011 году ему исполнилось 100 лет, за что прихожане написали благодарность Богу на фасаде.
Вся покатушка неспешным темпом с перекусом заняла у нас 4 часа.