Ирпенские луга таят в себе не только многочисленные ДОТы Киевского укрепрайона, но и испытательный полигон уникального вида транспорта - капвея. В поисках этих артефактов военной и гражданской истории мы и отправились на велопрогулку.
Куда: Мощун - Гостомель - Мощун (32 км.)
Когда: 24.09.11
Кто:
Дима и Лёша - Giant Boulder 840
Юля - Trek 4300
Машину оставили на стоянке гостиничного комплекса «Пуща-Лесная» (50°36'02.4" N 30°19'57.2" E), расположенного на берегу озера на окраине Мощуна.
Собрав велосипеды, отправились через село Мощун к большому дачному массиву. Интересовали нас, конечно же, не дачи, а затерянные в лесу около них ДОТы. Бетонных бункеров разной степени разрушенности в окрестностях Мощуна - десятки. Но не ко всем из них удобно пробираться с велосипедом, да ещё и с детским креслом. Поэтому мы ограничились лишь несколькими.
Начали с ДОТа №527 (50°37'05.6" N 30°18'02.3" E), который после взрыва грозно ощетинился стальной арматурой.
От дачного массива к нему надо идти 300 метров по сильно заросшей кустами и заваленной деревьями тропинке.
Миновав дачную «микросхему», вырулили на дорогу, идущую через заливной луг речки Ирпень. Солидный кусок луга около дач уже поделён на клеточки сетчатым забором и вскоре будет заселён очередными счастливыми обладателями «шести соток».
Дорога сначала шла вдоль леса…
…затем - вдоль симпатичного обрывистого берега Ирпеня.
Свернув чуть вправо от речки, увидели ДОТ №529 (50°38'05.4" N 30°16'45.3" E), стоящий за забором какой-то базы отдыха.
В этом месте когда-то был подвесной мостик через Ирпень (50°38'04.7" N 30°16'34.7" E). Но теперь он разрушен, и речку можно перейти только вброд. Подъехавший вскоре после нас велосипедист так и поступил.
Мы же решили, что осеннее форсирование рек - не в формате детской прогулки, и отправились к «правильному» мосту (50°36'40.0" N 30°16'49.9" E)…
…на котором отдыхал местный Кулибин, совершающий прогулку на чуде техники собственного сочинения.
Пару раз спешившись из-за песчаных грунтов (август и сентябрь без дождей давали о себе знать), мы вырулили на автотрассу в направлении Гостомеля, и вскоре свернули налево к капвею (50°36'16.2" N 30°15'53.5" E).
Внешне он похож на монорельс, но это только внешне: на самом деле капвей движется не на магнитной подушке, а на колёсах. Точнее, двигался: одинокий футуристический вагончик уже который год стоит без движения.
А ведь в начале 2000-х ему прочили большое будущее: стать уникальным киевским гортранспортом, избавив горожан от стояния в пробках, а властей - от строительства дорогих тоннелей метро. Пассажирские и грузовые вагончики должны были бегать по эстакадам, которые предполагалось прокладывать над дорогами и домами.
Проектом занимались частные инвесторы, мэрия обещала их поддерживать, но потом история заглохла и даже, как водится у нас, приобрела криминальный оттенок. Поэтому новому поколению киевлян остаётся смотреть на несостоявшееся достижение цивилизации через забор.
Ворота в заборе были заперты, но собачья будка около них пустовала, равно как и будка охранника около вагончика. Правда, из-за забора соседней промзоны на нас неодобрительно посматривали несколько сторожевых псов.
Вернувшись на трассу, мы въехали Гостомель и вскоре свернули налево обратно к Ирпеню.
Около дачного массива продолжили исследовать ДОТы. Самым интересным на маршруте оказался ДОТ №510 (50°35'51.7" N 30°17'08.9" E). Он побольше многих своих собратьев. С одной стороны - целый…
…с другой - взорванный.
Этот бункер особо понравился младшему поколению. Здесь можно полазить по неплохо сохранившейся внутренней части...
…и заглянуть в перископ - точнее, в трубу от него.
ДОТ №511 (50°36'08.9" N 30°18'14.7" E) поменьше 510-го. Сохранился он неплохо, разве что мусора тут побольше - сказывается близость к дачам.
У него тоже есть «внутренности», а на крыше нас ждала интересная находка. Возможно, я не силён в военной истории, но эти предметы показались мне самым настоящим «эхом войны».
От 511-го ДОТа рукой подать до Мощуна. Поэтому вскоре мы закончили наше велопутешествие.