Белые люди против ордынцев

Aug 06, 2015 11:43

- Северная война (1700-1721 гг.) часть вторая. Необыкновенно захватывающее начало тут.

Человек-Карл, король. Китель, как и положено дембелю, небрежно накинут на кирасу


Гадское Датское начало
Солдаты в красных, зеленых и синих мундирах начали свой марш. На горизонте маячила коричневая польская кавалерия. Впрочем, отставим эти красивости, перейдя к сухому изложению фактов. Бравое саксонское войско попыталось захватить Ригу в феврале 1700 г., открыв таким образом первую кампанию этой войны. Чуть позже, в марте, датская армия, во главе с самим королем, двинулась на Швецию, но в Германию. Следовало быстро завоевать, в смысле освободить, Гольштейн и маршировать в шведскую Померанию. Датчане взяли несколько крепостей и обложили ряд других, как вдруг эту чудесную планомерность прервали самым жесточайшим образом. Молодой Карл, которому еще не было и восемнадцати лет, договорился о транзите с англичанами и голландцами. Морские державы согласились всего-лишь продемонстрировать флаг во время его высадки в Дании, но и этого хватило. Датский флот затопился затаился, гарнизон и ополченцы Копенгагена, насчитывающие 4 т. человек не могли противостоять огромной 15, а может и 16 т. армии шведов. Дело было в том, что датчане не ожидали нападения японцев с моря на Сингапур столицу и оказались неподготовленными. Интересно, откуда они тогда вообще ожидали эту атаку? Правильнее было бы сказать, что датчане не ожидали непреодолимой силы в виде союзных флотов, сделавших возможным этот блиц. Карл грозился устроить второй Карфаген и третий Рим, в смысле разрушений, а потому добрый Фредерик уступил. В августе датчане разорвали свой естественный союз с саксами, уплотили 200 тыщ талеров и вышли из войны. Роль морских держав хорошо иллюстрирует тот факт, что шведам потребовалось еще почти два месяца чтобы эвакуироваться из Дании. Тем не менее, начало было неплохим.

Саксонцы, в количестве 14 т. храбрых немецких зольдат и пылких польских жовнешей, все еще осаждали Ригу, когда на взмыленном вороном коне прискакал посыльный и, протянув бумагу, умер. Ну, это я для красивости приврал, конечно, все не так было. Из газет прочитали, из гамбургских. Швед разбил датчан, куды дальше пойдет? Ясно куды. Саксонцы и храбрые поляки свернули осаду и в сентябре ретировались. Но той же осенью, чуть позже, в кампанию включились враги рода человеческого, зверообразные и страхолюдные московиты. Армия, а правильнее будет сказать рать царя Петра, доползла по хлябям до шведской крепостицы Нарвы, начав пулять в нее из пушек. Хотя на каждого крепостного шведа приходилось почти сорок пять крепостных (тут скрыта тонкая ирония) русских, дело не заладилось. Потеряв несколько тысяч солдат в безуспешных атаках русские прекратили попытки штурма, перейдя к осаде.

Первый бой, он легкий самый
Карл XII, как и ожидалось, приплыл в Прибалтику, готовясь поразить главного противника - саксонцев. Но они, как мы знаем, мудро отступили. Тогда шведский король, желая непременно поразить хоть кого-нибудь, двинулся на русских. Пока шведы, в количестве 9-10 т. солдат, быстрым и голодным шагом шли к Стене Нарве, с московским воинством начали происходить чудеса. Чем ближе подходил враг и советская наука, тем меньше их, русских, становилось. Т.е. известно что их было около 40 т., но это, конечно же, враки. Современная российская наука оценивает силы как примерно равные. Примерно.
Еще до сражения, после нескольких неудачных боев-стычек, царь Петр, напуганный то ли состоянием своей армии, то ли сведениями о численности чужой, оставил войско и уехал. Злоязычные шведы и прочие враги говорят что он попросту сбежал, но факты свидетельствуют об обратном. Во-первых, царю срочно потребовалось встретиться с польским королем, саксонским курфюрстом и литовским князем, благо все это был один человек. Во-вторых, Петр не ожидал что шведы решатся атаковать его армию, в его отсутствие. И в самом деле - ничто в карьере Карла не говорило о его склонности к быстрым ударам, а изобилующая фуражом местность Ингрии позволяла думать, что шведское войско планирует возведение редутов и войну на истощение. В любом случае, эта тенденция, уезжать от армии если боишься и не уезжать если не боишься, была Петром продолжена и в дальнейшем.
Не имея времени, средств и возможности для долгого рассусоливания, шведы навязали русским решительный бой, атаковав их укрепления. Потеряв шесть сотен убитыми, они сокрушили русскую армию, сдавшуюся к вечеру. Карл, не зная того сам, спародировал эйзенштейновского Александра Невского, отпустив солдат и взяв в плен лишь офицеров и генералов. Никаких стратегических последствий битва не имела.

Построим тут потом IKEA! - Карл в битве при Нарве


Посленарвие
Покуда пираты московиты зализывали раны, шведский король решительно доказывал истории что он кто угодно, только не великий полководец. Оставшись в Прибалтике почти на полгода, в ожидании подкреплений, он услаждал свой слух музыкой, а руки охотой. Шведская армия от этого сильно голодала и уменьшалась в размерах, потому что кабана, оленя или медведя, добытых Карлом, на всех, естественно, не хватало. Видя такое дело, польско-саксонско-литовский гарант Август II решил - чем черт не шутит, Бог Троицу любит, возьмусь-ка я! Саксонцы, в числе 9 т. солдат и русские, огромной массой, из которой в дело сгодился лишь 4 т. отряд, вновь расположились у Риги, возведя укрепления и прочие батареи. Король и его генералы, получившие недавно подкрепления из Швеции, решили атаковать. Собрав тихой сапой все необходимое для переправы, 24 т. шведская армия пошла в бой в июле 1701 г. Русские почти сразу разбежались, но саксонцы держались, переходя в контратаки. Впрочем, их было больше, ведь шведы переправили не более 7 т. человек. Вскоре они тоже отступили, в полном порядке, но почему-то без артиллерии.

В это время русское войско Шереметьева побивало в Ливонии войска Шлиппенбаха. Все сражения были похожи друг на друга и проходили примерно так: несколько десятков тысяч русских солдат вступали в бой с 2-3 т. местных шведов, т.е. уроженцев Ливонии на шведской службе и превозмогая отбивали атаки, после чего преследовали. Между этими событиями происходили осады и штурмы небольших крепостей и городов. Кроме того, повторялись славные традиции Ливонской войны, в виде разорения местности зондеркомандами . В процессе этого будущий российский император обрел счастье с будущей российской императрицей, после солдата, фельдмаршала и лучшего друга. Так иногда из многих несчастий произрастает одно, личное, счастье. Ну или два.

Почти по Твардовскому: битва на Двине


Оставим это и перейдем к главному, к Западном фронту, который вообще был очень восточным. Август Глуп Сильный собрал новую, триединую армию из саксонского войска, отступившего из под Риги, новых подкреплений и польских отрядов. Выходило что-то около 20 т. саксов и 8 т. ляхов. А шведский король, почуявший, что твоя такса, новую добычу, шел по Польше, брал Варшаву и вообще грозился новым 1655 г. Оглядев довольно равнинную местность в трубу, он всегда носил ее с собой, Карл увидел ту самую армию Августа, а позади нее - город Краков. Швед взял с собою 12 т. викингов и пошел на врага.
В битве при Клишове они, викинги, внезапно появились из лесу и столь же неожиданно увидели, что враг, собственно говоря, готов к труду и обороне. Карл сразу же вычленил слабое звено и повел свои атаки на поляков, составляющих треть 24 т. армии Августа. Последние сражались храбро, а потом побежали. Саксы же сначала одолевали шведский фланг (как в том фильме про педерастов Александра Македонского, да), но потом были отброшены освободившимися, от поляков, силами Карла. Потеряв тысячу убитыми и ранеными супротив трех, Карл одолел. Теперь он мог гордо называться победителем трех монархов, хотя и очень условно: датский король проиграл, так сказать, технически, а русский из-за допинга неявки.

В любом случае, летом 1702 г. шведский король был на коне - один неприятель уже выведен из строя, другой крепко поколочен и ожидает своей участи, а третий скоро будет у него в руках. Война, казавшаяся такой бесперспективной, казалось поворачивалась к шведам своей лучшей стороной, уж не знаю, перед это или зад.

Северная война, Россия и ее история, Скандинавия, Польша и ее история, Простая история, 18 век

Previous post Next post
Up