Асперн-Эсслинген 1809

May 15, 2015 13:01

Предыстория.
С 1808 года Австрия начала усиленно вооружаться. Т.е. вооружалась она и после Аустерлица, но еще не так усиленно. А с 1808 - так. Армейские реформы эрцгерцога Карла, талантливого Габсбурга, давали надежду: австрийские войска получили корпусную структуру, новый устав и вообще стопроклятый Наполеон крепко застрял в Испании. В общем-то, в войну предстояло вступать самим, не считая Англии (и гордых иберийцев), но австрийцы воодушевлялись растущей поддержкой в бывшей империи.
Изменив несколько раз планы, Карл с основными силами вторгся в Баварию, надеясь разбить французские части ... по частям и выбить крупнейшее германское государство из союзников врага, но, как шутили французы, Австрии всегда не хватает одной армии, одного года, одной идеи. Наполеон, злой как черт, прискакал из Испании, возглавил французские силы и нанес Карлу ряд небольших, но болезненных поражений, не достигнув, впрочем, задуманного - разгрома австрийской армии, которая сумела избежать этой опасности, отступив и сдав Вену.

С потерей Москвы Вены не потеряна Россия Австрия! Эрцгерцог Карл ведет полки в атаку


Эрцгерцог Карл расположился возле отданной без боя столицы, разместив на левом берегу Дуная около ста тысяч солдат. Бонапартий и его адская рота, готовились решить дело одним ударом, быстро закончив кампанию. Император рассчитывал на неповоротливость австрийского командования и строил понтонные мосты. План французского сверхмозга был прост - переправиться, атаковать, разбить.
Захватив и использовав остров Лобау в качестве перевалочного пункта, французы буквально за день построили несколько понтонных мостов, переправив вечером 20 мая на левый берег около 35 т. солдат Ланна и Массены, с 60 орудиями. Они быстро разместились между деревушками Асперн и Эсслинген, укрепившись в них. Интриги добавляло то, что Наполеон недооценил как решимость австрийцев, так и их численность. Только старый, битый жизнью Массена, вглядывавшийся в ночные они вражеских позиций, предчувствовал опасность, но выяснить ничего не удалось даже днем 21 мая, потому что австрийская кавалерия не дала пардону. Тем временем бонапартовы рати продолжали переправляться. И тут началась пальба из 200 австрийских пушек.

Белые начинают и проигрывают


Оказывается, что все это время слабый телом, но крепкий духом эрцгерцог высматривал французов в трубу, выжидая, а когда дождался и французов на левом берегу оказалось достаточно, то сказал петушиное слово и велел атаковать, бросив в дело около 75 т. солдат, т.е. почти вдвое больше. И неожиданно, французы ведь привыкли атаковать сами, а тут в четыре часа дня такая решительная атака!
Массена, удерживающий Асперн, вынужден был потесниться, сдав большую часть деревни в тяжелых уличных боях. Австрияки, захватившие ее центр, считали себя победителями, но и француз может гордиться тем, что сумел выдержать эти атаки. Маршал Ланн, опирающийся на Эсслинген, хотел было уже его сдать, но вовремя поддержанный кавалерийским резервом Наполеона, отбил все три штурма. Натиск австрийцев не сломил французов, но Габсбургам помогла погода - разлив Дуная повредил главный понтонный мост, что сильно ослабляло возможности Бонапарта. Ночь с 21 на 22 мая обе стороны провели в подготовке к решающей схватке: французы чинили мост, австрийцы отчаянно стягивали резервы.



К утру Наполеон, подлатавший мост, располагал уже почти 80 т. солдат, при сотне орудий. Карл мог ввести в дело еще около 20 т. Теперь атаковали французы, они вернули контроль над большей частью Асперна, приковав туда резервы эрцгерцога, а после нанесли главный удар силами Ланна, в центре. Эта атака имела успех - австрийские линии начали подаваться и казалось, что до победы уже рукой подать. И тут Карл бросил в дело свой резерв, который повел лично, воодушевляя солдат знаменем в руках. Французы, продвинувшиеся в центре, оказались в крайне неприятном положении, их поражали со всех сторон, а свежие части австрияков делали успех невозможным. Беда не приходит одна - примерно в это же время опять развалился злополучный главный мост, то ли от австрийских брандеров, пускаемых по реке, то ли от последствий разлива. Французы начали отступать, Асперн снова был сдан и если бы Эсслинген постигла такая же участь, то Бонапарт мог бы коротать свои дни где-нибудь в Галиции, а не на Святой Елене, например. Но, увы, пушки Эсслингена прикрыли отход армии на Лобау и битва завершилась очевидным, но не решительным, поражением Наполеона. Храброму маршалу Ланну ядром раздробило ноги, отчего он и умер, вызвав крокодиловы слезы Наполеона.

Ланн помирает, ухи просит


Последствия.
А никаких, кроме моральных: чудовище, монстр, оказался вовсе не непобедим даже и в обычном сражении, не говоря уж о кампаниях. Австрийцы могли записать себе первую большую победу над самолично Бонапартом и надеяться извлечь из этого какой-то профит, в виде союзников. Наполеон утешался собственными враками, о которых легкомысленные французы говорили врет как бюллетень. Героем дня стал Массена, спасший французскую армию умелой обороной, что косвенно признавал и сам Бонапарт, довольно скупой на похвальбу.
Французы потеряли около 27 т. человек против 23 т. у австрийцев.

Франция и ее история, Австрия и ее история, Революционные и наполеоновские войны, Простая история, Битвы, 18 век

Previous post Next post
Up