К слову

Dec 24, 2024 17:44

Все вы знаете о том, что адмирал Горацио Нельсон потерял в сражениях руку, глаз, здоровье, жену, друзей, а если бы не помер, то этот список мог быть продолжен.

Помимо готовности проливать кровь за короля и отечество, адмирал Нельсон был известен своей любовью к леди Гамильтон, ненавистью к французам и тщеславием, в том числе проявлявшемуся в пафосе.

Ну кто еще будет вслух рассказывать о себе, что он-де человек чести, а не «призов», что греет не одежда, а любовь к Англии, что заслуги его не ценят, да ему того и не надо?

И все это - не снимая османского челенка.

Но будем же и справедливы - все мы ценим себя несоразмерно обстоятельствам, однако далеко не каждый из нас выиграл три генеральных сражения на море. А Нельсон выиграл и не просто, но пройдя путь от сына сельского викария до адмирала.

Однако не стоит забывать и тех, с кем воевал знаменитый флотоводец. И я говорю сейчас не о французах или испанцах, а о британском Королевском флоте. Приведем для примера известную всем историю из нельсоновской биографии.

1801 год, сражение при Копенгагене. Британцы ведут упорную битву с датским флотом и фортами. Атаку возглавляет Нельсон, общее руководство на адмирале Паркере - немолодом жизнелюбце, недавно женившемся на молоденькой девушке.

Датчане - не французы и не испанцы, а потому сражение упорное, кровопролитное и долгое. В какой-то момент Нельсону приходит сигнал с флагмана - Паркер приказывает выйти из боя. Но адмирал прикладывает трубу к незрячему глазу и произносит исполненные пафоса слова.

И он берет верх - вопреки осторожному командующему, нарушив прямой приказ. Но победителей не судят: слава-слава, правь Британия морями, ура!

А на деле? А на деле оболганный историей Паркер не был ни трусом, ни придирчивым адмиралом.

Ожесточенное сопротивление датчан смущало адмирала. Он видел, что один из нельсоновских кораблей сел на мель, два других потеряли способность держать строй - и выстроил для подчинённого золотой мост. Если Нельсон способен сражаться, рассудил Паркер, то он продолжит, а если нет - выйдет из боя, сославшись на решение командующего.

И хотя после сражения Нельсон демонстративно бросил, что готов к виселице (почему петля? адмирала Бинга расстреляли на палубе, о чем знал каждый английский моряк), ничего подобного он не ожидал - и вполне справедливо.

Паркер, в свою очередь, о приказе к отступлению не сказал ни слова, а в донесении Адмиралтейству оценил действия Нельсона самым лестным образом.

И все это «благородство» было оказано - и принято - как само собой разумеющееся, что выгодно отличало Королевский флот от истерзанных интригами ВМС его противников.

Ось так ось.

(с)

Арбузариум

Previous post Next post
Up