Сподобился посмотреть широко известную в узких кругах фильму "Бакенбарды" одна тыща девятьсот девяностого года. Режиссер Юрий Мамин, которого мы все не знаем по ленте "Окно в Париж", снял пророческое кино.
Так я должен был написать, потому что кто же без этой фразы станет сегодня читать о малобюджетном советском поделии четвертьвековой давности? Никто не станет - кроме тех, кто и так его уже видел, понял и помнит.
Но такие люди на обманку про пророчество не купятся, а недовольно моргнут и пойдут листать себе дальше. Поэтому, пока одни уже тут, а другие еще не ушли - скажу прямо, пророческого там не много.
Зато есть простая русская правда, она же и справедливость.
Сюжет в общем прост, совершенно в духе поздней перестройки, когда пробудившаяся энергия масс создавала атмосферу страшноватого карнавала во время чумы.
В некий город Заборск приезжает парочка пушкинистов "нового типа". Они носят бакенбарды и трости, которыми весьма ловко пользуются в драке. В Заборске, между тем, наблюдается отход от старых идеалов, при полном отсутствии новых. Партийные органы ищут им замену, но никак не могут нащупать нужной идеи.
А она уже есть, она уже в городе - это Пушкин, "наше всё". Русский, дерзкий, стрелял в инородцев - патриот! "Клеветникам России" читал, ссударь?! Нна! Подчинив себе качков-"бивней", пушкинисты создают движение, которое тут же получает финансирование от местных властей. У них появляется собственный клуб, униформа, и надо полагать, что "фонды".
Разумеется, все это не даром - заборских панков "бакенбарды" бьют из идеологических убеждений, но демонстрацию горожан разгоняют уже по команде властей. Тут - перестройка же - вмешивается столичная пресса, которая пишет о заборском фюрере и его ночи длинных тростей. Бакенбарды переименовываться отказываются и мстят журналисту, но по возвращению из Москвы их принимают мусора, сбривают и...
...правильно! обритые и обученные, они вышагивают тот же боевой марш, но уже не под пушкинские строки, а речевки Маяковского. Левой, левой. А вместо баков - шарф. Вожака кураторы менять не стали, но так даже нагляднее - и не таких, мол, обривали.
Вот.
Что же тут пророческого, тем более - после "Заводного апельсина"? Да и к черту его, когда весь фильм - это буквально воспроизведение тогдашних практик партийно-хозяйственных структур и гэбухи. Не тех, которые еще будут, а тех, которые уже были. Всех этих патриотических организаций, "либерал-демократа" Жириновского - самый удачный проект - молодежных движений, слезных письмем "о Родине", православных коммунистов и христианских социалистов. "Журналиста" Невзорова и "публициста" Проханова.
Все это было уже тогда, вместе с карикатурным казаками, "белогвардейцами" и фашистами. Бери, что называется - и снимай.
Пророчества нет, но желание показать, как можно использовать совершенно - казалось бы - неподходящие для тоталитарной идеологии символы - оно похвально, и здесь Мамину можно поаплодировать. В самом деле, чем "православный русский патриот" Пушкин, под бакенбардами которого нашли себя и заборский качок, и еврей - чем он хуже того же Сталина, памятник которому сегодня освятит любой эрпэцэшный поп?
Да и фашистская Giovinezza, написанная за восемьдесят лет до "Бакенбардов", поет о том, что "Данте светлою мечтою - Вновь исполнены сердца".
Нет, фильм не "пророческий", но очень жизненный. Например, расправа "бакенбардов" над конкурентами-"мцырями" - это характерный пример особой жесткости внутривидовой борьбы. Туповатых "бивней" пушкинисты переварили, но лермонтовцы покусились на святое - заявили, что их Михаил Юрьевич ничем не хуже, а это ведь тоже самое, что сказать "Троцкий - создатель Красной Армии" в каком-нибудь 1932 году.
Так что гротескная подача только оттеняет сугубый реализм ленты. (Но испытания временем она не выдержала и лучше бы Мамин снял короткометражку.)
з.ы. Иронично еще и то, что исполнитель главной роли Виктор Сухоруков стал впоследствии тем, кого играл. Он, правда, не вожак провластного движения, а один из разрешенных путинских пидорасов, за малый и большой прайс участвующих в соблазнении малых сил, но все же.
(с)