- и его жители шестидесятых годов XX века.
Не сумев во время Третьей англо-афганской войны завоевать Индии, правитель Афганистана Аманулла-хан обратился к внутренним реформам. Он ввел конституцию, отменил шариат, разрешил женщинам жить и перестал подносить подарки вождям кочевников. Не подозревая худшего, король руководил страной, надеясь выписать себе из Германии молодого, но уже лысоватого архитектора Шпеера. Тот уже паковал чемоданы, как вдруг произошло восстание и Кабул захватил какой-то сын водовоза, которого так и звали.
Хан отрекся в пользу брата, а тот, не будь дурак, прихватил казну и улетел на самолете. Стояла середина двадцатых и это было не сложно. Следующим королем стал бывший военный министр Надир-шах, который отменил весь либерализм своего предшественнника. Это немедленно оказало самый благотворный эффект, хотя как обнаружилось впоследствии, шах тайком все-таки стремился к реформам, стараясь провести их незаметно от жителей и духовенства. Такая осторожность позволила ему беспрепятственно проправить страной несколько лет и спокойно умереть от покушения.
Тогда из Франции вызвали сына покойного - интеллигентного пуштуна Захир-шах, знавшего французский и фарси. Захир-шах был молод, но с возрастом стал походить на трагического героя английских мелодрам тридцатых. Он был благородно лыс, носил тонкие усики и отличался мягкими манерами. Прилетев из Парижа в 1933 году, новый король быстро уяснил обстановку и первые тридцать лет не вмешивался ни во что, полагаясь на многочисленных родственников и министров.
Однако, к началу шестидесятых годов большинство из них уже скончались и теперь Захир-шах наконец-то мог приступить к либеральным реформам. Удивительно дело, казалось бы, что весь опыт таких стран как Афганистан, Конго или России учит правителей держаться от подальше от любых проявлений человечности, но загадочна людская душа - и король тоже вступил на этот опасный путь.
Как и его предшественники, он предложил стране новую конституцию 1964 года, открыл университет, разрешил не носить чадры и заговорил на родном пуштунском языке. Разумеется, все это тут же провело к увеличению национальной интеллигенции, росту производительных сил, а также глубочайшему недовольству духовенства и коммунистического подполья. Простой народ возмущался появлением театров и ношением коротких юбок, каковые считались знамением конца времен.
И конец действительно был немного предсказуем, хотя спустя годы принято считать правление Захир-шаха "золотой эпохой". Что же, давайте пройдем под кат и посмотрим на повседневную жизнь Арканара Афганистана.