- японский альбом, 1887 г.
В середине XIX века Англия и Франция приступили к открытию Китая. В Японии же в это время происходило то, что ничего не происходило. Плававшим мимо нее американцам это показалось неудобным. Подойдя на страшных "черных кораблях" к берегам Японии, они вежливо продемонстрировали возможности современной артиллерии и добились заключения "неравного договора". Он не стал последним - англо-французские эскадры бомбардировали прибрежные города и требовали переговоров.
Престиж сегуната резко упал, чем и решили воспользоваться отдельные феодалы, поднявшие в 1868 году восстание под девизом восстановления императорской власти. Разделившись в гражданской войне, все сходились на том, что Японии нужна модернизация - но какая? Правительство сегуна предлагало поступить просто, как в Китае - перевооружить армию и флот на западный манер, а все остальное оставить по-прежнему. Их оппоненты находили это глупым, чем вызывали недовольство среди наиболее косных самураев.
Боевые действия продолжалась полтора года. На стороне сегуна сражались лучшие мастера катаны и французские военные советники, у солдат императора имелись винтовки, пушки и поддержка Великобритании. Исход можно было предвидеть - таким он и вышел. Убедившись в том, что почтенное искусство владения мечом уступает огнестрельному оружию, самураи приняли новое время и стали отправлять детей учиться в Европу. Началась Реставрация Мэйдзи.
Новое правительство раздало всем японцам фамилии, перевело страну на григорианский календарь, созвало парламент и предложило конституцию. У французов позаимствовали уголовный кодекс, из Германии выписали генерала и поставили ему в Токио памятник. Перевели на японский Гегеля и Дарвина, перестали порицать западный индивидуализм. В стране появились газеты и биржи, железные дороги и чистые улицы. Вестернизация шла полным ходом и альбомы вроде сегодняшнего были ее важной частью: японцам надоела изоляция и они жадно изучали открывавшийся перед ними мир.