Fallout

May 22, 2024 09:22

- кино и около, часть вторая. Продолжаем разбор первого сериала по нашей любимой игровой вселенной.




Как вы знаете, хозяйка прячет свои ошибки под майонезом, архитектор под плющом, а врач под землей. Сценаристы же погребают скелеты под масштабностью событий. Сюжет сериала вполне отвечает этому принципу - его создатели набросали нам всего и сразу, не жалея. Тут и спрятанный роялем в кустах Анклав, и Братство "ортодоксов", и осколок НКР, и эксперименты Убежищ, и предвоенные корпорации, оказывается живее всех живых, и, разумеется, "спасение человечества".

На меньшее никто не согласен и вместо камерной истории, соответствовавшей бы и возможностям сериала, и творческим потенциям сценаристов, взялись дать постъядерные пустоши крупными мазками. Расширили и хронологию - события происходят не между какими-нибудь частями игры, а начинаются в 2296 году, спустя девять лет после Falout 4. Мы понимаем - творцы хотят творить, развивать канон, а не встраиваться в него. Им есть, что сказать и сериал начинается... с поисков отца.

Тодд Говард, да что с тобой не так? Почему опять отец? В какой это уж раз, в третий? Бог мой, да неужели с 2008 года не нашлось завязки не то, что получше, но просто другой? Ох, Bethesdа - Bethesdа никогда не меняется.


Мы быстро, уже с первой серии, понимаем, что масштабность заданных событий не вполне соответствует бюджету. Нет ни соответствующей массовки, ни подходящих декораций. А вот это уже ошибка, скрыть которую практически не возможно. Большие сценарные глупости и подавать надо с размахом, чему нас учат "Звездные войны" или "Аватар". Если бы Дарт Вейдер дышал не на фоне имперского флота, а среди двух-трех оборванцев с копьями, то и отношение зрителя к астматику сложилось бы совсем иное.

Но сценаристы этого не поняли и зрителей заставляют поверить, будто "сражение" двух десятков оборванцев - это эпическая битва, достойный финал сериала. В каком-то смысле - да, "достойный", но есть нюанс.

Итак, Калифорния. Жительница Убежища Люси ищет похищенного рейдерами отца, гуль-наемник Говард ищет жену, рекрут Братства Стали Максимус ищет себя. На фоне этих поисков и разворачивается новый фоллаутовский канон. Оказывается, ядерную войну развязали американские корпорации. И не просто развязали, но обрушили всю мощь атомов на Соединенные штаты.

А зачем?

А очень просто - поскольку они контролировали госдолг США (да! да!), но алкали большего, то в конце концов решили, что будет хорошей идеей уничтожить цивилизацию, чтобы затем постепенно выползать из криокамер и тайно править несколькими убежищами, где живет пара сотен человек, выращивающих кукурузу.

И в самом деле, кому захочется быть вторым в капиталистическом мире, если можно быть первым в подземном бункере? Принцип Цезаря был воплощен буквально - лидеры крупнейших американских корпораций, получавших в ходе продолжительной и победоносной войны с Китаем огромные прибыли, взяли и променяли все это на жизнь под землей.

Потому что они злые? Именно. Очень злые монополисты, рассчитывавшие после ядерной прополки править на руинах. Почему, как? Современный зритель в массе своей сочтет подобный дауншифтинг вполне логичным, но за счет чего злодеи собирались управлять миром? Без сгоревших в огне корпораций и прочих социальных инструментов, в виде тех же денег? Впрочем, даун, так даун - "ешь богатых" и все такое.

Вот так, без лишних слез, старый мальтузианско-сырьевой канон был отменен в пользу темы угрозы корпораций.

Это был главный сюжетный твист, однако и прочие сценарные потуги не поднимаются выше заданной им планки. Впрочем, неожиданных поворотов не так уж много и после уяснения того, что капитализм - это очень, очень плохо, нам сообщают о падении Народной Калифорнийской республики. И здесь главное совсем не то, что она погибла, но то, как это подали.

А как нам это подали?

А так - вылезший из криокамеры "корпорат" приревновал жену и взорвал ее ядерной бомбой, убив вместе с сорока тысячами жителей бывшей столицы НКР. Город погиб и республика из пяти довоенных штатов с миллионным населением просто исчезла. Там где создатели оригинальных фоллаутов пытались рассказать историю о чрезмерных амбициях, "проблемах роста" и затянувшейся войне с Братством Стали, сценаристы сериала от души впихнули "повесточки".

Просто сравним. В Fallout II остатки довоенного правительства США, именуемые Анклавом, в течение многих десятилетий планировали реконкисту Северной Америки, для чего плели интриги и готовили пандемию. У них имелись мотив и средства, создававшие логику развития сюжета. В сериале же самую крупную фракцию вселенной уничтожают из-за того, что белый манипулятор отказывался признавать жизнь на поверхности и препятствовал жене выбраться из Убежища.

Простить такое можно было только в том случае, если бы у сценаристов за душой имелось хоть что-нибудь, кроме желания превратить Калифорнию в чистый лист. Чтобы постъядерный мир и там обрел столь любимый бесездовцами облик непонятно за счет чего существующих поселений из говна и палок, в которых живут одетые в лохмотья погорелого театра люди. А ведь могли бы просто не трогать блэкайсловскую и обсидиановскую Калифорнию, выбрав на карте "свободный" регион - но нет, Тодду Говарду и его сценаристам очень хотелось измазать классику.

Сюжетную пустоту и дыры в повествовании пытаются прикрыть ультранасилием. Прием очень часто встречающийся у современных творцов - поднимать серьезные темы дня сегодняшнего они не рискуют, потому что за этом можно поплатиться деньгами или шкурой, но снять тысячное кино про команду бесстрашных героев, шинкующих проклятых "наци" - сколько угодно. Очередная оплеуха фюреру и гаи ричи с небольшим опозданием становятся на одну доску с Чарли Чаплином.

Поэтому в кефирном сериале с соевыми персонажами так много оторванных конечностей, размозженных костей и есть даже наколотый на вилку глаз. Опять-таки - зачем? Да потому что могли. В хороший сценарий - не могли, в интересных персонажей тоже, в развитие известных игровых фракций - помилуйте! но вплести в повествование секс умственно отсталого и одноглазой беременной женщины, у которой в разгар прелюдии стали отходить воды - конечно, да!

Люси и Купер в общем не плохи, но не более того. Купер интереснее всего в сценках до ядерной войны, а Люси просто миленькая жительница Убежища с выкаченной до 10-ти удачей. Отдельная и печальная тема - третий герой, псевдорыцарь Максимус. Можно подумать, будто сценаристы сериала вышли из ККК - более глупого, жалкого черного персонажа вы еще не видели. Его описывают как "ищущего себя", но в действительности мы видим туповатого, подловатого и трусоватого парня, толком не знающего чего он хочет.

Персонажи второго плана не выдерживают никакой критики - это даже не образы, а просто фон. Диалоги тоже не блещут и одна смешная сценка на восемь серий - это не смешно. Нет, шутить пытаются много и часто, но лучше бы сценаристы этого не делали. Некоторые кадры выглядят очень красиво, но в остальном ограниченность бюджета бросается в глаза: спецэффекты в лучшем случае на троечку, "боевка" тоже не вызывает интереса. Скучно.

Что еще? Мелкие сюжетные ляпсусы? Их так много, что и перечислять не стоит. Вот, к примеру, Купер остервенело и безрезультатно стреляет в силовую броню Максимуса, но к восьмой серии мы узнаем, что наш гуль давно умеет пробивать ее с одного выстрела. Оказывается, что "супер-оружие" довоенного мира, позволившее американцам переломить ход войны с Китаем, имело дефект сварки, о чем Купер знал, но забыл. А потом вспомнил и перестрелял всех из револьвера.

Ну и что?

Да наплевать. У нас весь сюжет вертится вокруг охоты на генератор холодного синтеза - "чудо-источника энергии", власть над которым позволит фракциям получить такое! такое!.. Да только этот генератор холодного синтеза можно было найти в каждом убежище - он входил в ГЭКК, набор "восстановления цивилизации". Это редкость, но вовсе не единичный артефакт, за который не жалко и все отдать. А если так, то почему столько суеты вокруг?

Непонятно. Плевать, как и на то, что уничтоженные отцом Люси Шэйди Сэндс не могли находится в пригороде Лос-Анджелеса.

Как и на многое другое. Вообще, я спокойно отношусь к деталям канона - в конце концов, это не главное. Пускай гули теперь убиваются только выстрелом в голову, а винт изобретается задолго до Майрона - невозможно учесть всего, как нельзя и полностью адаптировать игровые условности в кино. Проблема не в этом, но в том, что Bethesda и лично Тодд Говард - тупые, блядь, ублюдки, не способные ни развивать вселенную фоллаутов, ни сохранить ее.

Резюмирую. Если рассматривать Fallout исключительно как сериал, без всякой привязки ко вселенной игры, то это жидкая школьная тройка. Условно удовлетворительно. Многое не понятно - почему, например, православные попы кадят людям в экзоскелетах, но в целом особенных вопросов не возникает. Вот злые корпорации, вот славная девочка Люси в трудных положениях - смотреть можно, а женскому сословию даже и интересно, потому как не знаешь чего ждать.

Да, туповато, ну дак и зритель сейчас какой.

Для тех же (голос становится возвышенным, со слезой), кто любит фоллаутовскую линейку игр, данный смыслосодержащий продукт не более чем паразит, у которого за душой у которого ничего нет. Сценаристы щедрой рукой набросали дешевых отсылочек, но позабыли обо всем остальном. Потому сериал отправляется туда, где играют в 76-й и тянут в рот желтый снег. К вот таким вот рецензиям.

з.ы. Разумеется, все это ворчание совершенно напрасно - кино окупилось, зрители довольны и второй сезон непременно будет. Нет сомнений, что он окажется не менее ублюдским. Надеяться здесь можно только на то, что Тодд Говард однажды упадет в яму дерьмом и захлебнется в собственных идеях, а осиротевшая Bethesda разорится и продаст Fallout. А до тех пор мы будем спасать отцов и "отцов".

fallout

Previous post Next post
Up