- Швейцария, чей-то отпуск, 1959 г.
Швейцария, государи мои, это вам не куль леденцов. Это чего-то намного большего. Она по-настоящему впечатляет. Ваш покорный бывал там раз десять, а однажды проехал ее насквозь, туда и обратно. Эти фотографии и впечатления еще ждут своего времени, когда я уже совершенно не буду помнить ни обстоятельств, ни интересных деталей той поездки, а пока что у нас замечательная подборка снимков из моих любимых пятидесятых. Делали снимки как будто американцы, но быть может и не они, а совершенно другие, далекие от Нового Света люди.
Установить это можно только техническими средствами международной сети Интернет, и среди вас наверняка найдется пара-тройка пытливых умов, способных взяться за дело. А лично я гуманитарий и смотрю на вопрос широко: американцы это или нет, они все равно фотографировали Швейцарию.
На нее и будем смотреть.
Но сперва небольшая историческая справка. Швейцария, дорогие друзья, в своих государственных истоках берет начало в Священной Римской империи, а говоря предметно - вражде с швабским домом Габсбургов. Будущие обитатели Вены притесняли свободы горных жителей, а именно - требовали порядка в делопроизводстве и прекращения набегов на равнины. Тогда началась освободительная борьба и меткие выстрелы вряд ли существовавшего Вильгельма Телля проложили дорогу появлению Конфедерации вольных городов и общин.
В нашей любимой империи разных "фрайбургов" и "ганз" было сколько угодно и почему бы не быть еще [и швейцарцам]?
Основав свою автономную государственность, Швейцария жила относительно мирно, однако в конце XV века неожиданно для всех произвела пехотную революцию военного дела. Вышло это у нее случайно, так сказать эмпирическим путем: обнаружилось, что компактные, построенные квадратами массы людей с алебардами могут многое, а вместе с австрийской конницей - даже больше. Сокрушив Бургундию и зарубив ее герцога Карла Смелого (Шарля Ужасного), швейцарцы приобрели популярность в Европе: их нанимали целыми кантонами. Пленных горцы не брали, дрались резво и охотно поступали на службу к императорам, королям и князьям.
Однако, после того как Максимилиан Габсбург породил ландскнехтов, швейцарцев стали нанимать все реже и под конец они остались только на службе у Бурбонов и римских пап. Между тем, Тридцатилетняя война уже закончилась и Швейцарская конфедерация обрела независимость от империи. Началось сугубо мирное время, изредка прерываемое пьяными драками в придорожных гостиницах. Проспав два века, швейцарцы узнали про революцию во Франции и тоже решили немного поучаствовать: французские кантоны стали бузить, а когда немецкие их подавили - побежали в Париж за помощью.
Так была образована Гельветическая республика, названная на высокопарный античный манер. Такая была у ревфранцузов дурацкая практика в те годы. Но едва французы ушли, как консервативные швейцарские немцы все похерили обратно и пришлось тогда первому консулу Наполеону опять идти войной, становиться президентом или медиатором, а в общем - оккупировать Швейцарию. Были бои, были и потери, сэр Вальтер Скотт посвятил этой истории два абзаца своей знаменитой биографии первого императора Франции. Швейцарцы дрались как львы и положили трех французов, но не вообще, а в соотношении к.
В общем, спустя десять с чем-то лет появились австрийские войска генерала Бубны и освободили кантоны, поставив последнюю точку в многовековом соперничестве с швейцарцами. Венский конгресс определил Конфедерацию в лохи и черти вечные нейтралы, где она и пребывает по сей день. За это время швейцарцы провели одну маленькую гражданскую войну, чуть было не сцепились с кронпринцем Фридрихом Гогенцоллерном, основали после славной битвы при Сольферино "Красный крест" и превратили свою страну в дивное сочетание великолепного пейзажа и научно-технического прогресса.
Выражаясь прямо, Швейцария выглядит как немецкий рай на земле - даже ее итальянские кантоны вполне приличны, а это очень-очень-очень большой комплимент.
Таковы, в общем, упругие факты, а я приглашаю всех проследовать под кат и соответствовать обстановке.