- греческий город, османская столица, 1903 год.
Тем, что основали древние греки, перестроили античные римляне и захватили средневековые турки, в 1903 году правил султан Абдул-Хамид II. Это был... знаете, несколько лет назад мне на глаза попался один современный турецкий сериал - то ли о покойном, то ли об эпохе, но было там вот что: красивый, уверенный в себе статный мужчина в форме сидел за обеденным столом и рассуждал о свободе прессы. Мне, - говорил он, - не обидно за себя. Пусть! Пускай ругают, клевещут - ладно им. Но я не могу допустить нападок на веру и государство. Это был тот самый султан, из образа которого вы можете вообразить себе примерный химический состав того, что находится в голове у среднего турецкого телезрителя-тупицы.
А следующим кадром там был показан какой-то сионист, рассуждающий о захвате мира евреями - на фоне своего запертого в пыточной клетке отца. Страдая, тот вяло предупреждал сына об опасности... в общем, вы поняли. Что же до султана, то надо прямо сказать, что реальная фигура сильно отличалась от сериального образа. Конечно, это вообще характерно для жанра, но подлинный Абдул-Хамид был там похож на самого себя примерно в той же пропорции, что и товарищ Сталин в "Ленин в Октябре".
Это была мелкая телом и душою, но все-таки крупная гнида: неумный, опасливый и жестокий деспот, на руках которого были десятки - а может и больше - тысяч замученных жертв. Он начал править империей в 1876 году и сделал очень многое для того, чтобы османское государство утратило импульс правительственных реформ первой половины XIX. Вместо конституции и продолжения "Танзимата" подданные султана получили мелочный полицейский режим, всегда готовый к большим кровопролитиям. В 1908 году Абдул-Хамид потерял власть в результате военного переворота, прожив последние десять лет своей позорной жизни в тиши столичного дворца.
А что же Константинополь? Город рос, хотя и не мог считаться мегаполисом. В 1903 году в нем проживало чуть больше миллиона жителей: около половины были турками, примерно четверть - греками, а до резни девяносто пятого года почти каждый четвертый константинополец считал себя армянином. Именно они, вместе с греками, и представляли тогда значительную часть государственного аппарата - вызывая ненависть у "понаехавших" в столицу деревенских турок. Между тем, во всем были - о, конечно - виноваты немцы, незадолго до этих событий построившие образцовую железную дорогу, связавшую Константинополь с азиатской Турцией. Да, кстати - были в городе и евреи - ну куда без них? Процента три - или пять, а может и четыре.
Несмотря на действительно маленькую и практически победоносную войну с Грецией, - свирепость турецких солдат плюс полководцы Большого (!) Генерального (!!) Штаба (!!!), - начало XX века в Константинополе встретили хмуро и безрадостно. Заигрывания султана с толпой уже не приносили прежнего успеха, полицейские меры не помогали - революционная пропаганда ширилась, захватывая в том числе и армейские круги. Пожалуй, только любимое детище султана - его броненосный флот, можно было считать надежным и верным: прежде всего потому, что Абдул-Хамид освободил своих моряков от тягостной необходимости плавать.
Что же, давайте посмотрим на фотографии, благо их совсем немного: ровно столько, сколько у нормального человека пальцев на руках и ногах, только на четыре больше.
Итак, прошу под кат.