Карта

Dec 19, 2023 10:36

и замечания. Вторник, декабрь и т.д.

"За три дня" плавно ("словно") перешло в "за три года".



Выкладывать в этом блоге карте от Bild стало уже "доброй традицией" и сегодня у нас предполагаемый военный "план Путина", предоставленный газете "источниками в разведке". Если верить немецко-желтому изданию и его источникам, то суть новой стратегии РФ заключается в том, чтобы теряя каждый год до сотни тысяч солдат постепенно доползти до Днепра и... об этом дальше ничего не говорится, но предположения и не нужны. Это именно тот случай, когда либо ишак сдохнет, либо падишах умрет.

Совершенно не важно даже то, настоящая это карта или же выдуманная. Какое это может иметь значение? Что моторизированных колонн а-ля "первый февраль" не привидится - это очевидно, равно как и сужение возможностей российского оперирования, за два года боевых действий сморщившегося (да! да!) от герасимовских клещей до прыгающих по российским солдатам блох. Имея за 2023 год из территориальных успехов взятие цитадели Бахмут, значительное продвижение в Марьинке и вот-вот уже захваченную Авдеевку - можно рисовать карты хоть на 2026, хоть на 6202 гг. Почему нет?

Это, говоря откровенно, и не планирование, а стратегическая нужда, выдаваемая за добродетель. А где нужда, там и нужник, из которого вытекают все предполагаемые этой картой успехи РФ в 2024 - 2026 гг. Что власти России собираются вести войну дальше - такой же факт, как и то, что стремительно вылетающий в трубу "Газпром" переориентируется сегодня на азиатские рынки. Это на самом деле так, но есть нюанс - других вариантов попросту нет. Они ползут не потому, что им это нравится, а потому что на бег сил нет: Россия вынуждена воевать до посинения, в надежде, что чемоданный падишах все-таки переживет ишака киевского режима.

А что им еще делать? Битвы на измор идут одна за другой - до долгосрочного ли, да еще и детального, тут планирования, когда верховному главнокомандующему мешают яйца, а точнее их отсутствие. Но довольно, оставим трудности людоедов и других жителей РФ: в конце концов, у россиян есть выборы Путина, на которых скоро в отчаянной борьбе сойдутся солярный и лунарный кандидаты - им и разрешать эти проблемы. С неизменным успехом, - хочется добавить мне, - что я с удовольствием и делаю. Путин, с его оплывшей мордой и сортирным юмором - это не только то, что заслужили россияне - это и есть "россиянство".

Поговорим лучше о наших делах.


И тут все довольно печально, особенно по сравнению с настроениями прошлого года. Почему это так - вопрос не пустой, поскольку правильный ответ на него мог бы предложить и средства к исправлению, но мы с вами родились не вчера и тут, а потому прекрасно понимаем, что власти до всего должны дойти сами, желательно набив побольше шишек на чужих головах. Выделяя главное, можно указать на следующие обстоятельства: стратегический провал летнего наступления, ослабление американской поддержки и вызванный всем этим упадок "общественных сил". Если бы последнее заключалось исключительно в прорыве "патриотической плотины молчания", вместо которой мы сегодня наблюдаем рассуждения разных опытных в пошаговых стратегиях экспертов из социальных сетей, то это еще было бы терпимо, но, к сожалению, этим дело не ограничивается.

К еще большему сожалению, очевидно, что значительную часть этих событий можно было предусмотреть и хотя бы отчасти предупредить.
Например, Киев не мог и не может влиять на внимание западной общественности к украинским делам - это ресурс ограниченный, а восполнение его за пределами возможностей Зеленского. Более того, в ретроспективе очевидно, что пользоваться им можно было с большим умением или, если угодно, тактом - уже на стадии отказа американских киноакадемиков предоставлять "Оскара" для выступления украинского президента стало понятно, что дело поставлено не вполне благополучно.

(Я выношу за скобки тот момент, что по обыкновенной человеческой справедливости те жалкие киноакадемики сами должны были бы просить Зеленского о таком выступлении, а не вытаскивать на сцену семейство Навального, но... мы живем в эпоху клипового мышления и американских расовых квот в кино.)

Что уж там говорить о каком-то влиянии на "условный Запад" в области принятия решений и пр. Сосланный к диким обезьянам посол Мельник мог бы рассказать об этом из Бразилии, но после памятного пинка из Германии о нем как-то не слышно. Все это понятно и простительно - в отличие от чудовищных ошибок в деле работы с собственной общественностью. И тут с Зеленского спрос намного больший - и как с президента, и как с профессионала эстрады. Ошибок, причем до нелепости грубых, было наделано столько, что вместо критики украинского общества за "подавленность настроений" хочется поклониться ему в ноги, поблагодарив за выдержку, проявляемую вопреки всем усилиям наших властей.

Все это началось, конечно, не вчера, а практически сразу после начала вторжения. "Две-три недели" от Арестовича еще были простительны, но только благодаря тому, что, во-первых, в других областях действия украинского руководства опережали шаги противника, а во-вторых, российская предвоенная пропаганда еще долго стреляла в собственные ноги. На практике это выглядело следующим образом: после провала февральской ну очень "глубокой операции" россияне вынуждены были сменить пробковый шлем колониального похода на потертые сапоги "обыкновенной войны" за несколько провинций и престиж. К счастью для нас, в апреле - июле они вели его силами кадровой армии, в то время как Украина провела мобилизацию и начала получать все большие пакеты западной помощи.

Результат известен - Харьковский погром в сентябре, запоздалая частичная мобилизация в РФ и эвакуация Херсона. В этих условиях проиграть российской пропаганде было очень трудно, хотя надо признать, что украинские мастера сделали все от них зависящее. И в конце концов нашли верное решение, загодя начав расписывать всесокрушающий "контрнаступ", после которого хоть потоп. О том, что вся эта свистопляска с заранее намечаемыми рубежами и сроками грядущего успеха противоречит всем азам и постулатам пропаганды, здравого смысла или хотя бы удачи в картах - говорить не приходится. А все же это делалось и, как будто специально, самым нарочитым и дурацким образом. С противником словно в поддавки играли - и доигрались.

Россияне, для которых весь 2023 год фактически обернулся провалом - понесены огромные потери, продвижения никакого, экономика доедает саму себя прямо как армейские людоеды убитых товарищей, общие перспективы самые отвратные etc - смотрят на ситуацию не без самодовольства. Речь в данном случае о "глубинном народе", очевидных и нутряных ватниках, но именно их настроения и определяют общий фон в России. Да-да, а чьи же еще - узкого круга ленинградской интеллигенции и литературной московской тусовочки? Нет, конечно. И эти люди сегодня рассуждают об удержании Работино так, будто в феврале 2022 года речь не шла о двухнедельной кампании, с победным маршем на Львов и демонстрацией собственных возможностей всему НАТО.

И вот это "всё" им подарили, в буквальном смысле, наши родные гражданские власти. Президент непосредственно несет ответственность за случившееся. И нет, это не означает, что его надо лишать гетманской булавы, но да - это означает, что этим обязательно воспользуются и станут "кричать другого". Это опасно, но общественное настроение такой же ресурс, что и западный интерес к боевым действиям между Запорожьем и Донецком. Это явления, которые можно осуждать, но глупо отрицать.

Увы, этот провал - не самая серьезная из наших проблем.
Конечно, пропаганда на кое-что способна, а как минимум должна не навредить, но даже и самая искусная работа с обществом не может заменить собой реальности. И теперь, после крушения надежд возлагаемых на летнее наступление, начинают сказываться материальные обстоятельства - эффект от которых еще и усилен за счет нашей собственной пропаганды. И прежде всего, речь идет о потерях: тяжелые сами по себе, они приобретают теперь характер бессмысленных - "напрасных". Если в войне "позиционный тупик", если масштабное наступление не привело к решающим результатам, если нас перестают поддерживать на Западе, - задаются вопросами в обществе, - то зачем и дальше приносить эти жертвы?

Отмахиваться от такого, завертываясь в виртуальную тогу Гая Муция Сцеволы - пустое дело, и российская пропаганда не напрасно обратила все свои усилия именно в этом направлении. И помогают ей в этом не только очевидные ошибки наших арестовичей и даниловых, но и вполне системные факторы. Дело тут не в одном лишь соревновании образов, но и в том, что раньше называлось "небрежением потерями" - это, увы, далеко не только российская практика. И теперь это сказывается. Украинский интернет переполнен рассказами солдат о горе-командирах, для которых человеческая жизнь - ничто, для которых единственным критерием успешности операции являются захваченные пункты П. - а то и понесенные в боях за них потери. Справедливо или нет, но Крынки уже стали символом такого отношения к собственной "живой силе".

Игнорировать все это до поры до времени, конечно, можно, но как и любая прочность, готовность общества и армии приносить жертвы тоже имеет ограниченный запас. И ключевой момент здесь - смысл. Сознательно умирать за любое "правое дело" во все времена готовы совсем немногие, но рисковать собой обычные солдаты, не фанатики, вполне способны - если, конечно, они не считают это бессмысленным. И здесь уместно еще раз напомнить и о нашей горе-пропаганде, с ее "решающим ударом", и о вышеупомянутых командирах, способных - при попустительстве остальных - угробить и самые лучшие войска.

Сегодня гражданские и военные кивают друг на друга, вступив в отвратительную "борьбу". Конечно, будущее покажет - вызывались ли военные на этот успех, или, наоборот, были понукаемы к началу операции администрацией. Но даже если верно и последнее, то и это совершенно не требовало трижды проклятых заявлений о "контрнаступе". Все это такие основы, что стыдно и писать - однако же.

Теперь обществу и армии стараются внушить обратное, убеждая в необходимости оборонительных, изматывающих действий.
Нельзя сказать, чтобы этим занялись слишком рано, верно? К тому же, пропаганда подает это дело так, будто атаковать больше и не придется, а только - сиди себе в уютной ДОТе и пали по глупому неприятелю. А как же быть, например, под Авдеевкой, где противник пытается окружить город - разве там не надо контратаковать? А разве те же Крынки - это пример грамотной обороны? А что будет, если войска охватит настроение а-ля российская армия 1917 года, с пресловутым "обороняться будем, а наступать не пойдем"? Как вы знаете, следствием такого подхода стало то, что и наступать, и обороняться "солдаты свободы" разучились очень быстро, с известным результатом.

Все это говорит о том, что весной 2022 года украинское военно-политическое руководство вело войну на измор так же, как ведет ее сейчас РФ - вынуждено, не понимая ни ее возможностей, ни выгод. Выигрывали время, готовили войска, собирали по крупицам технику - чтобы потом ухнуть все это в "продвижение" к Работино и молодецким атакам на "бахмутском направлении". И только когда растрепали войска, когда в штатах насмерть сцепились патриции с плебеями, когда уклонение от мобилизации молчаливо, но общепризнанно перестало быть "стыдным" и стало "здравым" - власти внезапно проснулись и вспомнили, что войну, оказывается, можно вести разным способами. Браво! Прямо на уровне - "в разгар наступления я попросил найти мне книжку генерал-майора Смирнова, прочитав которую мне открылась великая правда".

И вот мы здесь. Фронт стабилен, но все равно требует постоянной "подпитки", в том числе и жизнями наших людей. Сколько еще украинцы смогут платить эту "ренту", в ожидании пока европейцы восстановят свои военно-промышленные возможности, а американцы договорятся между собой? Легко сказать, что другого выбора нет - труднее будет убедить общество в том, что это так. Еще труднее - делом доказать ему, что военно-политическое руководство научилось чему-то за последние двенадцать месяцев. Пока же, глядя за заочную перепалку между нашими стратегами и политиками, этого как-то не чувствуется. Дай им Бог разумения - что тут еще можно сказать?

Заметки на полях, Война с пидрами, Карты

Previous post Next post
Up