- строительство парижского метрополитена, 1898 - 1913 гг.
Знаете, вообще-то сегодня должен был выйти первый из постов о моей поездке в Италию, но я посидел, и я подумал, и я спросил себя. А зачем это нужно моим читателям в понедельник, с утра пораньше? В начале трудовой недели им требуется чего-то другого, чего-то захватывающего и вдохновляющего. А что же может быть более захватывающим и еще более вдохновляющим, чем строительство метро в Третьей республике? Когда упругие французы с телами и лицами маршала Жоффра делают в темноте разное, но в финале получается метро. Да практически и ничего. Поэтому отложим в сторону итальянцев и обратимся к Парижу.
О том, что "европейскому Вавилону" нужен метрополитен заговорили давно, еще в годы правления орлеанского "короля груши", но идея выкристаллизовалась только к концу XIX века - после памятной осады, сопровождавшейся обстрелами из крупповских пушек. Концепцию столичного метро разработали два инженера: один бельгиец, другой бретонец. Разумеется, и первый, и второй только и мечтали о том, чтобы зарыть парижан поглубже, а потому речь шла только о подземных путях. Их и начали рыть в 1898 году, закончив первую линию аккурат к началу первой Всемирной выставки в XX веке.
Консервативная калужская газета "Подъяремная Русь" писала в те годы: "Французы роют и роют, будто бы надеясь найти убежище от смрада и блуда, охватившего город на Сене. Напрасно! От себя не уроешься, сколько ни пытайся. Государство французское прогнило насквозь, мировой Сион крепко держит его своим капиталом, своей жидовской печатью и политикой нынешнего правительства. Республика роет себе могилу, показывая наглядный пример разрушительного воздействия либеральных идей на неокрепшие умы. "Французка" - так говорят в народе о позорной болезни. Но вооружившиеся динамитом нигилисты-безбожники опаснее сифилиса..."
Несмотря на это, к 1914 году было построено десять линий и пара веток, поэтому когда над Парижем начали летать немецкие "голубки" и сбрасывать разное, то французы уже хорошо знали, что им нужно делать: бежать в метро, давясь и толкаясь. Тем более, поскольку после ряда успешных сражений в Лотарингии, Арденнах и на бельгийской границе, а далее - везде, французская армия испытывала нехватку личного состава, то это привело к появлению на путях множества девиц - на этот раз не с целью самоубийства из ревности, а в качестве работниц метрополитена. О-ля-ля!
Что же, господа? Давайте пройдем и давайте посмотрим. Не зря же делались эти фотографии, не говоря уже о самом метро? Правильный ответ - не зря.