К дате

Aug 18, 2023 10:18

- август 1991 г.




Завтра они опять затянут старую заунывную песню о гадком. Вспомнят Горбача-предателя, пули Пуго, тупое рыло Язова, блеклые глаза Крючкова, дрожащие руки Янаева, выхлоп Павлова, ельцинский танк и Белый дом. Быть может, вспомнят даже о Суровикине, который тогда убил своих первых русских. Начнется обычный и бессмысленный спор - было ли это "неудавшимся чекистским реваншем" или "последней попыткой спасти великую страну"? Спорить о событиях тридцатилетней давности они будут посреди сегодняшнего нагромождения трупов, под верховным водительством Путина, заглушаемые безостановочно вопящей пропагандой смерти.

Почему бы и не порассуждать о тех танках в той Москве, раз уж сегодняшние повернули на Минск? Самое время.


Хотя, казалось бы, все тайны уже давно раскрыты и даже победители на данном историческом отрезке известны. Победили чекисты, победили партийные технократы, победил коллективный Путин - и тот, который носил чемодан за демократом Собчаком, и тот, который десятками тысяч перетекал в 1989 - 1991 гг. в разные "структуры", с весьма очевидной коммерческой привлекательностью. А вы думали комитетчики поголовно стояли за любимого Крючкова, за обновление Союза под руководством ГКЧП? Как и "красные директора", будто бы только и мечтавшие вновь вернуться под партийный контроль? А может их дети-комсомольцы, легко решавшие вопросы с недвижимостью, кредитами - уж они-то наверняка спали и видели нового Черненко?

И близко нет. За ГКЧП были отдельные люди, как правило вчерашние или сегодняшние замы, а также наиболее неудачливые партийные боссы - гуманитарии, которым не досталось от вкусного всесоюзного пирога. У этих конкретных людей была еще видимость власти - секретная связь, солидные полномочия, целая армия и "лучшие в мире голубые береты". У них был писатель Валентин Распутин, у них был озлобленный русский обыватель из провинции - и в достаточном количестве, но в нужный момент все это оказалось не стальным щитом, а ватной подушкой. Все это было где-то, а не тут, в Москве и Ленинграде.

Да и что толку иметь в заговорщиках целого маршала и министра обороны, если подчиненные ему генералы открыто торгуются с вашими противниками, выискивая для себя лучший вариант? Тем более, какой прок, если этот министр - советский, а не российский? И солдаты у него - не советские, а русские, украинские, белорусские, казахские и пр.? Не столько организация путча была убога, сколько его исполнители и сторонники. "Марксисты-патриоты" (sic) забыли опереться на какой-нибудь торжествующий класс и их войска бессильно расползались по Москве. Какой в этом прок, если танкисты не готовы давить и стрелять?

Известны и проигравшие: выброшенная из разных околооборонных НИИ на мороз дикого рыночного "капитализма" (ха-ха) интеллигенция, социальное одичание которой воспринималось тогда как ничего не значащий пустяк; оказавшиеся в том же положении бюджетники, до которых у власти дошли руки только в начале нулевых; а также кучка партийных гуманитариев, внезапно для себя ставших никому не нужными пенсионерами. Казалось бы - и немало, однако значение августовских событий в их поражении и дальнейшем ничтожестве... ничтожно. Советская интеллигенция была обречена вместе с СССР, равно как и бюджетники большинства его республик, а Союз погиб вовсе не в августе и даже не в декабре 1991 года.

Одолей ГКЧП "своих врагов" - российское руководство и "демократов" вокруг Белого дома, с их жалкими баррикадами и бойцовским настроением, - и это изменило бы многое, кроме конечного результата. Крови, вероятно, было бы пролито больше, но как и в случае с Капповским путчем "победителям" не долго бы пришлось наслаждаться своим триумфом. В августе 1991 года Советский Союз был уже мертв, а на доктора Франкенштейна члены ГКЧП не тянули даже при суммировании всех их сомнительных достоинств.

Что они могли отменить своими танками? Моральный и интеллектуальный крах КПСС? Да плевать на него, но чем кормить страну? До очередного нефтяного бума было еще почти десять лет. А куда девать "кооператоров" и новых миллионеров, что делать с молодежью, променявшей страну на "пепси"? Опять же, удастся ли взять Киев за три дня? И на все эти вопросы ответы нужно было давать воплощенной посредственности - вечному заму Крючкову, алкоголику Янаеву, истеричке Павлову и дубоватому Язову, которого Горбачев выбрал из принципа "тупые не предают".

Что мог предложить Крючков - как и при его кумире Андропове "усиливать трудовую дисциплину"? У этого убожества не было шансов победить в Москве, а случись такое - уцелеть после. Всем им очень повезло - настолько жалкими были найдены их усилия, настолько наплевать было новым властителям России на собственных "сторонников", что гэкачеписты отделались легким испугом, а часть из них дожила до наград от Путина - наиболее удачливого представителя той среды, что стала главным бенефициаром событий 1989 - 1991 гг.

Вот уж действительно - иронично.

20 век, Заметки на полях, СССР

Previous post Next post
Up