- фотозарисовка из жизни бродячей французской труппы, 1958 год.
Что такое? Сегодня вторник и должна быть карта, но поскольку первую половину понедельника я провел в неге (и Ганновере), а вторую - в дороге (прихватив и часть вторника), то мы делаем блогирскую рокировку и переносим карты на другой день этой недели. Очень просто! И вполне законно, учитывая наши здешние абсолютистские порядки. Что же, правовой декорум соблюден, приступаем к теме.
Цирк! Не какой-нибудь там городской, областного значения, а настоящий, бродящий - с тоскливо глядящими животными, болезненного вида работниками и кощеева вида кассиром. Если вы успели увидать такой на своем веку, то наверняка застали гниловатый расцвет циркового дела девяностых - начала нулевых, когда подобных трупп немало разбрелось по постсоветскому пространству. Отравляя саму землю под колесами своих автотелег, они обменивали монету на детский смех и туповатые улыбки взрослых.
Но так было не всегда и в иные эпохи, еще до появления телевидения, сериалов и ток-шоу, бродячие цирки привозили с собой неподдельную радость, которую, впрочем, тоже обменивали на деньги и продукты. Такова природа человеческого взаимодействия и даже цирковым силачам, этим могучим гигантам, не под силу изменить ее. Увы, представленный на сегодняшних фотографиях цирк - не из таких. Он застрял между эпохами - уже не пристанище бородатых карликов, еще не кладбище домашних животных, а просто - собрались люди и ведут общее дело. Живут.
Им трудно. Уже появились на телеэкранах первые ситкомы, повсеместно вращаются колеса всевозможных обозрений, конвейером работают школы клоунов и давно взяты на государственное обеспечение особо умелые циркачи. А что же эти? Они бродят, считая в конце дня заработанные потом и кровью (допустим) медяки. Что ждет их дальше, в Третьей-Четвертой республике? Сперва города, затем городки, а после - крупные деревни?.. Нет сил писать дальше, душат грудь рыдания.
Бокал - бокал в честь последних хранителей профессии, основателям которой было душно среди тесных городских улиц, под крышами из камня и дерева. Они выбрали вольную жизнь шатров и... итак, прошу под кат.