- с Романом Сергеевичем.
Книгу написать - не в кустах посрать. Этот изящный афоризм, приписываемый обычно Вольтеру, вернее всего передает отношение нашего сегодняшнего гостя к проблемам современной литературы и истории. Знакомьтесь - злейший враг вашего покорного слуги, похититель контента и идей, писатель Меркулов и его второе издание первой книги. Я долгое время оттягивал этот разговор (надо сказать, не без причин личного характера, в том числе и той, что мой собеседник - личность крайне неприятная, а говоря прямо - и гнусная, и гнусавая), но если не выложить этот пост сейчас, то потом будет уже поздно. Поэтому сегодня у нас острое и откровенное интервью с автором
книги "Муссолини и его время".
- Здравствуйте, Роман Сергеевич! Большое спасибо за то, что нашли время поговорить со мной о себе. Располагайтесь, кофе-чай... ну не хотите, как хотите. Итак, второе издание?
- Да, но - первой книги.
- А, кстати, сколько их у вас?
- Книг?
- Их.
- Один... т.е. одна.
- Книга?
- Да.
- Понятно...
- А что?
- Нет, ничего. Вы рассказывайте, рассказывайте. Одна книга, время есть, хе-хе...
- Одна, но уже второе издание.
- Так вы об этом и хотели рассказать, да. Почему второе первой, а не... как это? первое второй, а?
- Понимаете, все получилось несколько спонтанно, даже случайно. Ммм... Они потеряли макет и...
- Кто?
- Издательство. Издательство потеряло макет, а точнее - утвержденную версию, финальную версию моей книги. И ее прямо в неправленом макете отправили в типографию. Это и стало моим первым изданием. Я тогда очень расстроился и буквально не находил себе места.
- Из-за макета?
- Нет, из-за книги. Понимаете, там были опечатки, какие-то неясности в нескольких предложениях. Что обо мне могли подумать люди...
- ...купившие вашу книгу за... сколько? Несколько десятков долларов там, несколько сотен шекелей здесь.
- Видите ли, дело вовсе не в деньгах, а...
- Конечно не в них. В высокой литературе. Хорошо, расскажите, наконец, каким был ваш путь к этому второму изданию злополучной первой.
- А вы не станете меня перебивать?
- К сожалению, нет.
- Хорошо, спасибо. В общем-то, дело было так - книга вышла в марте, весной прошлого года, а свои авторские... нет, не деньги, а экземпляры книги... вы обещали! Да, а свои авторские я получил только в начале лета. Открываю, а там какие-то типографские опечатки, сразу в предисловии. Взялся проверять, сверять - и в самом деле, неправленая версия макета.
Я тогда очень расстроился и написал резкое письмо в издательство. Они сначала все отрицали, а потом - русская душа, русские люди! это жить по-правде, знаете? - на ходу перестроились и сказали, что ошибка действительно была, но ее почти сразу заметили интеллигентные наборщики и только часть книг первого издания "Муссолини и его время" вышла в таком непричесанном виде. А остальные-де - уже в нормальном.
- И вы поверили?
- Я, вы знаете, вообще верю людям.
- Хорошее качество для писателя-историка.
- Спасибо.
- Не за что. И что было потом?
- Мне очень повезло. Два раза повезло - сначала книгу похвалил ведущий российский "фашист"... нет-нет, не тот, а историк, маститый такой. Академик, член. Я еще в юношестве его монографии по итальянской истории той эпохи покупал. Издатель позвонил мне и сказал, что почтенный ученый прочитал присланный ему экземпляр и... но давайте не будем, это не скромно.
- А второе везение?
- Знаете, книгу покупали.
- Почему вы так решили?
- А мне издатель так и сказал. Покупают книгу, - сказал мне издатель, - так давайте сделаем второе издание. Можете расширить объем, если хотите.
- А вы?
- А я всегда за расширение объема.
- Ну, хорошо. Так чем же отличается второе от первого? Не считая обложки, конечно.
- Вы знаете, я выделил прошлым летом целую неделю, взял карандашик и внимательно прочитал собственную книгу.
- Достойное решение.
- Спасибо. Так вот, вы спрашиваете - что изменилось? Стало больше картинок, то есть иллюстраций. Процентов эдак на тридцать больше. Может - и на тридцать пять. Исчезли опечатки, в двух местах формулировки приобрели стройность линий фридриховской пехоты, а кроме того, я снабдил каждую главу эпиграфом из сказанного или написанного самим дуче.
- Муссолини?
- Его. Эти цитаты отражают характер глав и имеют непосредственное отношение к их содержанию.
- Любопытно, какую цитату вы выбрали для последней главы...
- А вы купите книгу - и узнаете!
- Да уж, продавать вы умеете. Снэками в молодости не торговали случайно?
- А как вы догадались?
- Интуиция.
...
На этом наша встреча с известным в блоге писателем и закончилась. После небольшой потасовки из-за семечек мы еще немного поговорили о творческих планах Романа Сергеевича, пообещавшего этой весной "выдать фунт изюму", а мне остается лишь добавить несколько образцов страниц из второго издания "Муссолиин и его время", появившегося на полках магазинов еще в ноябре прошлого года.
Вот они, произвольным путем отобранные самим автором -
...
...