Патриот - на велолет!

Dec 12, 2022 11:09

- колеса и крылья спасут Республику. Франция 1912 - 1913 гг.

Начало двадцатого века, конец "Прекрасной эпохи". К этом времени Америка уже освободила кубинцев, Англия буров, Россия Маньчжурию, а Италия - ливийских арабов. На повестке дня были сербы, французы, итальянцы, чехи и другие народы, томившиеся под железной пятой тевтонских кайзеров. Но поскольку кайзеров было два, а пят и того больше, то от держав Согласия требовались немалы усилия, в том числе и в области технического прогресса.

На Западе, между швейцарской и бельгийскими границами, протянулась цепь германских крепостей Германии. Надежные блиндированные укрепления вот уже без малого пятьдесят лет охраняли от французской армии завоевания Бисмарка и Мольтке. Преодолеть их было невозможно, но что если... перелететь их? Развитие воздухоплавательного дела, далеко шагнувшее со времен сражения при Флерюсе, обещало этой идее большую будущность.

Великобританией и Францией был создан совершенно секретный "Комитет-14", возглавляемый Первым лордом британского Адмиралтейства, парламентским деятелем от либералов Уинстоном Черчиллем и начальником французского Генерального штаба, генералом от артиллерии Жозефом Жоффром. А вообще в непосредственной работе Комитета-14 принимали участие тысячи людей и лошадей. Все они искали решение военно-стратегической проблемы отсутствия пространства для маневра на Западе.

Первые же полевые испытания новых методов организации прорыва чуть было не закончились катастрофой. Генерал Жоффр, лично возглавивший воздушный кирасирский полк, бесстрашно влез в "самолет-флагман" (названный так по настоятельному требованию представителя Великобритании), но последний не смог подняться и взлететь. Присутствовавший на маневрах дивизионный генерал Фердинанд Фош, принявший непосредственное участие в эвакуации своего военного вождя из кабины аэроплана, глубокомысленно заметил: "Самолет - это не серьезно!"

"Комитет-14" оказался в тупике. Но блестящий ум Первого лорда не сидел на месте, а стремительно передвигался вместе с ним из Лондона в Париж и обратно. Уинстон Черчилль предложил остроумный выход из трудной ситуации. Французским генералам была представлена грандиозная картина войны будущего. Вообразите себе, - писал в знаменитом "Меморандуме D-15" сэр Уинстон, - как в известный час из всех казарм Франции выходят специально подготовленные пехотинцы. И у каждого есть велолет - велосипед, конструкционно способный заменить собой небольшой летательный аппарат последней модели. Тысячи, десятки тысяч этих аэро-мобилей устремляются на германскую границу, к Эльзас-Лотарингии.

Наступает темнота, - вдохновенно продолжал Первый лорд, - гунны спят под своими бронированным колпаками, а мужественные сыны Франции уже берут разгон, возносятся ввысь и безлунной ночью перелетают через крепости врага. Тогда, в тиши, уже на неприятельской земле, они раскрывают свои армейские рюкзаки и уже там, на месте, собирают несколько полевых фабрик, способных выпускать до четырех тяжелых дирижаблей в час. Таким образом, неприятель оказывается окруженным с трех сторон, включая и небо, а французские войска в Германии смогут по воздуху получить полевую артиллерию и - поклон в сторону генерала Жоффра - своих храбрых командиров.

Это было гениально и, как благодарно заметил великодушный начальник французского Генерального штаба, по-английски элегантно. Оставался лишь один вопрос - как скрыть от кайзеровской разведки приготовления к неслыханному еще в истории войн приему нападения? Ведь германцы пристально следили за всем, что происходило во Франции и от их внимания не укрылось бы ни подготовка велолетчиков, ни строительство аэровзлетов для них. Однако Первый лорд продумал и это. Спорт, - сказал он, лукаво улыбаясь, - новый вид спорта. Что может быть безобиднее?

Так во Франции возникли соревнования "летающих самокатов, бициклов и велосипедов". Десятки участников - переодетые в гражданское платье будущие командиры "воздушного прорыва"; тысячи зрителей - солдаты-призывники; а подготовленные для соревнований площадки - аэровзлеты. Догадаться было невозможно, поскольку ничего особенно и не скрывалось. Сэр Уистон как всегда оказался прав.

К сожалению, в 1914 году ночь оказалась безлунной и ветреной, а потому большую часть аэромобилей отнесло в сторону, а остальные были перебиты немецкими пулеметами. Прорывать германскую оборону пришлось при помощи пехотных колонн, с ревом устремившихся на врага, но это уже отдельная история, а сама концепция аэромобильных частей благополучно дожила до наших дней и нашла свою реализацию в десятках военных операциях Новейшей истории. Ну а я предлагаю вам пройти под кат и посмотреть на одно из предвоенных "соревнований" во Франции.

























































Франция и ее история, 20 век, ПМВ, Фото

Previous post Next post
Up