- и моя борьба со сном (тут двойная ирония, потому что я проспал этот пост). Рецензия от ведущего кинолога Тыквы-Горбушкина.
Не очень смешная картинка выгодно оттенит мой мягкий, интеллигентный юмор.
Итак, хороший рассказ начинать следует с начала, а плохой... впрочем, плохой лучше вообще не начинать. Вооружившись этой максимой, следует сообщить читателям о том, что в прошлую субботу я вышел из дома и по-боксерски сутулясь пошел к автомобилю. Свинцовое небо было затянуто тучами, а в моих карманах как всегда было пусто.
"Ты должен заплатить мне, парень, и заплатить всю сумму целиком, иначе тобой займется Джеки" - это были последние слова, которые я услышал от своего букмекера, прежде чем меня выставили за дверь... но, нет - это к делу не относится, просто кое-кто в последнее время перечитал много чейзовских детективов.
Все было намного проще - я вышел из дома, сел в автомобиль и загорелся. Ок, я понял - вы все тут деловые люди и я не стану тратить вашего времени зря. Итак, я поехал в кино, а фильм - говно. Теперь вы можете отправляться по своим делам, а всех остальных я жду под катом. Поговорим о Дюне.
Прежде всего, следует кратко указать на тот культурный багаж, с которым я отправлялся в путешествие на вильневский Арракис. Чем я располагал? Игра за харконненов в сеговскую Dune II (вы должны меня понять, это был 95 год, я был в девяносто пятом классе и просто не понимал, что красные - это плохо), потом много лет безмятежного существования и режиссерская версия Дюны Линча.
И вот - это. Разумеется, я кое-что читал, но не саму литературную первооснову, поскольку, -
Дюна - это такая невообразимая хуита, что только интеллектуальная американская публика могла купиться на ебанный фанфик по Лоуренсу А. Фанаты этого говна - мудаки без вкуса, но с претензиями, в отличие от бравых дебилов из ЗВ.
ЗВ - это Звездные Войны, но лично я свой выбор отдаю интеллектуальной, прямо-таки по Брэдбери, вселенной Вархаммер Фэнтази и Сорок тысяч залуп Слаанеша. Однако же, про джихад, спайс, императора-червие я "в теме" и в общем, очевидно знаю куда больше, чем
типовой рецензент, вроде этого зумера-хуюмера.
И тут следует задаться вопросом - а обязан ли я знать всё это? Безусловно - нет. Магия кино, воля режиссера и талант сценариста должны сотворить чудо - явившись в кинозал пустоголовым болваном, не ведающим ничего о чудесной вселенной червей-пидоров, я должен был выйти оттуда с просветленной, наполненной знаниями головой и уже после этого прочитать литературный первоисточник. Так это должно было работать в идеале.
В действительности же, я пожрал песка.
Совершенно достоверно переданное ощущение от просмотра фильма Вильнева.
Click to view
Самое очевидное и бросающееся в глаза - это минимализм. Минимализм визуальный и минимализм подачи информации. Кто-то скажет - это же стиль, отсылка к фантастике прошлого, а я отвечу - в рот ебал, я уплотил за вип-зал и хочу, чтобы в кабинете герцога Лето обстановка была лучше чем в сраном хостеле.
Вы понимаете, да? К началу одиннадцатого тысячелетия люди научились побеждать роботов, распахивать сознание и пронзать время с пространством, бороздя космическими кораблями галактику, но мебель от ИКЕА канула в лету и герцог, мать его Лето, сидит, спит и срет исключительно на прямоугольниках. Все остальное в этой вселенной состоит из них же, кроме кораблей, которые представляют собой сильно увеличенные мусорные баки.
Допустим, это канонично с точки зрения литературной основы. Допустим. Очень может быть, что и у автора герцог Лето управляет планетой сидя прямо на квадрате, но я-то этого знать не могу! При этом, режиссер все же может в собственное видение, поскольку изначально Атрейдесы у него напоминают старых добрых кастильцев (сужу по обстановке на их родной планете), с иранским шахом во главе.
В конце концов - это субъективно, блогир придирается. Минимализм имеет право на жизнь. С неохотой признаю справедливость этого утверждения и перехожу к минимализму подачи. Тут все очень плохо и оправданий этому быть не может.
Весь мир Дюны обрисован буквально двумя строчками текста в начале фильма, после чего начинаются квадраты и прямоугольники, а также люди, дерущиеся исключительно на мечах, что особенно выгодно смотрится на фоне взрывающихся звездолетов. Почему все бегают с клинками? И сардукары, и солдаты герцога, и разбойники барона - кто ответит? В линчевской экранизации кортиками владели аристократы - было понятно, что это аналог владения шпагой в эпоху неуклюжих мушкетов и пик, но даже там простые зольдаты были вооружены чем-то стреляющим.
У Вильнева единственный человек без холодного оружия - доктор Юэ, без труда ухлопавший охрану герцога. Это ведь совсем не сложно, когда у тебя пистолет, а у них только фуражки.
Объясняется ли это в фильме? Нет - и это только вишенка на торте из умолчаний. Например, почему Арракис не контролирует сам император или могущественная Гильдия Навигаторов? Впрочем, ее в фильме вообще нет - как и императора, который хотя бы упоминается в качестве главного интригана. Но червь с ней с политикой (хотя кто-то сравнивал этот фильм с "Игрой престолов": дескать интриги и злодейства - теперь вообразите себе тот же сериал, только с одними Старками), а как фильм вообще?
Складывается ощущение, что Вильнев не хотел чтобы вышло как у Пудовкина, Чаплина и Линча, а потому выбросил всё и оставил только Пола и фременов, которые уже откровенные арабы, без всяких скидок. Муэдзин еще не пел, но коврики, четки и все остальное присутствуют. Можно было еще сделать наследника Атрейдесов голубым и вышла бы полная "деконструкция жанра", как любят писать всякие уебки от "профессионального рецензирования", но создатель фильма явно был не готов к экспериментам.
Получилось очень сухо. Вот они летят, вот они прилетают, вот их убивают, но есть надежда и много песка, титры. Фактически избавившись от большинства персонажей, за которыми было интересно наблюдать у Линча (и, рискну предположить, читать у автора книги), Вильнев предлагает нам крайне неравноценную замену. Актер, играющий Пола, не раздражает и, наверное, убедителен, но проблема в том, что мы (я и мой кот) не хотим смотреть на взросление герцогского пиздюка, выброшенного из зоны комфорта к пьющим собственную мочу арабам. Это часть фильма и у Линча была говно говном.
Нет, мы хотим политических интриг, коварного императора (хе-хе, у меня такой хитрый план, никто в Ландсрааде никогда не догадается, нахуй), харизматичного барона-пидора, в прямом смысле пьющего кровь из подданных, а в общем всего и погуще, тем более, что и изобретать ничего не надо.
Это же так просто, на языке манаджмента называется - таргетирование. Любителям боевиков - пиу-пиу, взрывы, бои на мечах с сардукарами, а любителям харизматичных злодеев - барона Владимира. И т.д., и т.п., всем по шапке и чтоб никто не ушел обиженным. Но нет, только Пол-Махди и только фремены-бедуины, третьего не дано, зритель-дурак запутается и не поймет.
Фильм получился очень скомканный - как сортирная бумажка. Он такой же захватывающий, как финансовый отчет в обществе слепых - и это я говорю о первой его половине, где и происходят наиболее - с сюжетной точки зрения - знаковые события. Вторую половину ленты вы будете наблюдать песок, червя и Пола с маменькой, шараебившихся посреди всего этого великолепия. На фоне всего этого, даже куцые, урезанные до нельзя и сделанные откровенно "на отъебись" сценки с бароном воспринимались как глоток фременской слюны.
Вино подали неплохое.