- и ее лицо. Советская книжная обложка 20-30х гг. ХХ века.
В прошлом посте мы кратко
охарактеризовали подход молодой советской страны к делу книгопечатания, широкими мазками дав картину первых героических лет борьбы наших рабочих типографий с их фашистскими ротационными машинами. Здесь, товарищи, у нас не может быть полемики и разного рода споров, поскольку мы основываем свои суждения на единственно верном базисе материалистического подхода с коленцами. Что? Это, товарищи, была шутка - про коленца. А про подход все серьезно, тут нет ничего смешного.
Сегодня настало время поговорить о классовых различиях в подходе к художественному оформлению обложки. Тут надо прямо сказать, что в иные годы, некоторые социал-соглашатели, тяготеющие к фашистским движениям, утверждали, что классовому подходу нет места в этом важном деле, а кое-кто даже договорился до кощунственного вопроса о том, может ли-де марксизм научить плести лапти? Вот до чего доходило, товарищи, вот у края какой пропасти стояло тогда дело оформления наших советских книг.
Но все эти антиленинские группировки и фракции были биты, а в советской типографии окончательно возобладал классовый подход. Давайте задумаемся о том, какой вид имела дореволюционная обложка царской книги, какой вид имела книга ведущих стран мирового империализма? Кто был изображен на этих обложках? Рыцари - палачи восставших масс, жестокие угнетатели и средневековые гангстеры. Девицы, ведущие в своих башнях с удобствами распущенный, нетрудовой образ жизни. Короли и императоры - коронованные пауки и кровопийцы. А также разного рода ужасы, порнография, а подчас и полная бессмыслица.
Иначе и быть не могло. Буржуазная книга призвана была удовлетворять ограниченные духовные запросы правящих классов и обманутых ими масс, зачитывающихся "приключениями" ищеек на службе капитала или "подвигами" предков современных банкиров, этих разбойников с большой дороги, ведущей в Уолл-стрит и лондонское Сити. Оформление таких книг должно было не только соответствовать их содержанию, но и отпугивать читателя-рабочего, ищущего трудов, открывших бы ему глаза на действительное положение вещей.
Разумеется, в стране труда все должно было быть иначе. Наша обложка не убаюкивала читателей сусальными картинками, но звала его на бой и в забой, учила классовой грамотности и основам военного дела. На смену царскому лубку и западному декадансу пришел наш советский авангард. Исчезли откормленные до предела кони и восседающие на них браво-усатые "герои" - появились трактора, картины из практики механизации посевных работ, а также яркие, запоминающиеся образы советских рабочих, красноармейцев и женщин.
А сейчас - все под кат!