- и просто красавцы. Русская императорская армия, 1892 год. Там еще и какая-то бабель попала в кадр, но это уже детали. Шикарная подборка фотографий: все усатое, бородатое, русопятое, как царь Александр III милостиво повелевать соизволил.
Император постарался переодеть все войско в стиль a la russe, отчего в гвардейских частях пошло ворчание о том, что их превращают в половых и приказчиков. Но это, в общем-то, было еще не страшно, а просто некрасиво. Куда опаснее было то, что в армии началась борьба двух теоретических течений: условного немецкого и безусловного "русского", всякую теорию отрицающего.
Немецкую "партию" представлял выдающийся русский генерал, военный теоретик и вообще профессор Генрих Леер, а русское дело отстаивал уроженец Черниговщины Михаил Драгомиров, подаривший свою внешность одному из знаменитых репинских запорожцев. В чем собственно было дело?
Генерал Леер, большой умница и любитель истории, говорил, что армия должна шагать в ногу с техническим прогрессом, проводить большие войсковые маневры и учиться, учиться и еще раз учиться военному делу настоящим образом. А генерал Драгомиров, герой Шипки и многочисленных анекдотов, говорил, что "техника убивает дух", что "пуля дура - штык молодец" и что никакой военной теории не существует в принципе, ее немцы выдумали, а немец без теории, что черепаха без панциря. Русскому же солдату теория не нужна, а нужно "брать нутром", то бишь вылететь на поле, на красивом белом боевом коне, крикнуть петушиное слово и побежала вперед "святая скотина" - ура-ура, турок спину показал.
Теперь угадайте, кто при Александре III отвечал за подготовку войск? Начальник Николаевской академии Генерального штаба (высшее военное учебное заведение империи) генерал Драгомиров. Именно благодаря его стараниям русские артиллеристы не получили щитка на пушках, вследствие чего в 1904-1905 гг. не умеющие стрелять по карте канониры понесли большие потери в личном составе. Зато по стране гуляли многочисленные анекдоты, приписываемые легендарному командующему Киевским военным округом. В то же время, над "теоретиком" Леером суровые фрунтовики и газетные патриоты непрестанно насмехались - такие в новой армии не нужны! Маневры же и вовсе отменили - дорого и глупо, да и зачем это все, раз никакой военной теории не существует? Вот это и была знаменитая "драгомировщина" - целая эпоха в истории Русской императорской армии. Впрочем, нельзя сказать, чтобы генерал Драгомиров был совсем уж глуп - в 1904 г. он умело отклонил приглашение отправиться на Дальний Восток в качестве главнокомандующего.
Потом, правда, оказалось, что Генрих Антонович после себя оставил много ценных наставлений по стратегии и военно-исторических исследований, а его роль в подготовке будущих офицеров Генерального штаба трудно переоценить, тогда, как от Михаила Ивановича остались лишь многочисленные анекдоты и молодецкие фразы. Но времени, как говорится, уже не вернешь - драгомировщина восторжествовала и воевать с японцами поехал еще один герой войны с османами, бывший начальник штаба Скобелева - генерал Куропаткин.
А в 1892 г. русские и французы подписали секретную конвенцию в которой, "одушевленные одинаковым стремлением к сохранению мира, имея единственной целью подготовиться к требованиям оборонительной войны", договорились сообща бить германцев, австрийцев и итальянцев. В 1892 г. русская армия мирного времени насчитывала чуть больше 850 000 человек - сто тысяч кавалеристов, сто тысяч артиллеристов и больше полумиллиона инфантерии.
Узнали? Согласны?