Время после Первой мировой войны было интересным во многих сферах. Если говорить конкретно о военной инженерии, то увиденный в недавнюю войну масштаб развития артиллерии и её массовость, а также внедрение новых средств ведения войны, то есть боевой авиации и бронетехники, привели к осознанию ясного факта - места базирования и хранения этого добра надо как-то защитить. А лучше всего - закопать.
Рисунок выше прекрасно иллюстрирует такой подход. Интересно, что он был опубликован в июньском выпуске журнала Popular Mechanics за 1941 год, когда война в Европе уже набрала обороты и Люфтваффе показало то, на что способна современная авиация (правда позже Союзники покажут, что ещё более современная авиация может намного больше). Ужасная ирония заключается в том, что в июне того же года Великая Отечественная война началась с разгрома советских аэродромов...
Суть проекта довольно проста - нужно построить железобетонный ангар под землёй, а входы и выходы из него замаскировать. Для вылета самолётов предусмотрена катапульта и замаскированные раздвигаемые ворота. Также приятной мелочью является возможность использования для базирования и укрытия гидропланов - на маленькой картинке в левой части иллюстрации показан грот для приводняющихся самолётов. На иллюстрации упоминается взлётно-посадочные полосы, которые должны подсвечиваться для союзных самолётов ультрафиолетовым излучением. В качестве защиты от бомб предполагались специально отгораживаемые воздушные полости, не говоря уже о слое камней и земли над всем сооружением. Довольно очевидно, что предусматривалась собственная система генерации электричества, склады с топливом и вентиляция, то есть комплекс достаточно автономен.
Источники:
Выпуск журнала Popular Mechanics за июнь 1941 года.
http://longstreet.typepad.com/thesciencebookstore/2015/04/underground-airports.html