«Комба» - это и есть Россия

Oct 06, 2013 16:14

Дарья ШАНИНА

Апалон (ака Фебъ):
«Комба» - это и есть Россия


Справка:
«Комба БАКХ» - группа, созданная в Костроме в начале двухтысячных годов по инициативе Алексея Логвинова. Название состоит из двух частей: «combo» в переводе с английского означает «комбинация», БАКХ - аббревиатура от прозвищ участников коллектива (Бинпол, Апалон, Квадрафилий, Хлопста). «Комба БАКХ» исполняет хип-хоп, рэп, этно, фолк, хаус, техно, инструментальную музыку и многое другое. На сегодняшний день группа записала 53 альбома (выпуска), 54-й готовится увидеть свет в ближайшее время. Столичные музыкальные критики называют «Комбу» открытием XXI века.

Приближаясь к границе «Комба БАКХ», знаю главное: государство на пересечении хип-хопа и рэпа, этно и фолка, регги и инструментала. Основное население - Бинпола, Апалона (он же Фебъ), Квадрафилия и Патапа (он же Хлопста) - представляю в лицо. Комбамовой владею практически в совершен¬стве (к интеллектуальному хапу за чашкой индейки вполне готова). Всё для того, чтобы за полтора часа переговоров выудить у государственного лидера «комбинатов» самое сокровенное: откуда есть пошла «Комба БАКХ»? Лучезарный Аполлон ответа не даёт. Он даёт послушать - новый комба-хит. И вопросов вдруг не остаётся: «Комба БАКХ» пошла из русской души. Она и есть Россия.

Серьёзнее мушкетёров

- Так когда же Алексей Логвинов превратился в Аполлона?
- Наверное, ещё в том детстве, которого не помню - музыка во мне жила изначально. А что касается имени, оно году в девяносто восьмом или девяносто девятом появилось. В клубе старшеклассников проходила ролевая игра, и нужно было срочно придумать себе прозвище. Смотрю: у кого-то в руках пачка «Союз Аполлон» - я так и назвался. Причём ещё цифру добавил зачем-то - Аполлон-13. Товарищи сразу же подхватили: «Аполлон! Аполлоша!». А теперь переживания время от времени возникают: именуюсь в честь античного божества - и я заложник этого имени.

- Зато история «Комбы» получается библейской: сначала было слово.
- Слово и кассеты: записи под маркой «Комбы» выходили до того, как образовался коллектив. То есть мы уже были «Комбой БАКХ», но группой ещё не были. Случается же, что дружат мальчишки и однажды договариваются: «А давайте будем мушкетёрами». Стараются жить по мушкетёрским заповедям... Поиграют полгода - и всё. И мы себе точно так же придумали «Комбу», но она оказалась намного серьёзнее мушкетёров. Не знаю, сколько лет прошло чисто студийной работы, но выпуске где-то на тридцать втором мы решили попробовать сыграть вживую. Примерно так это было: «Давай, Патап, ты будешь клавишником, Бинпол - басистом будешь, Квадрафилий давай на трубе, а я буду гитарку дёргать». Сперва очень буксовали, потому что не музыканты мы все.

- А завсегдатаи легендарной «Юльки» были убеждены в обратном.
- «Юлька» злачное было место! Мы там практиковались: товарищ Илюха Пик играл, а мы подыгрывали ему. Кстати, именно в кофейне появился Ваня-барабанщик - из музучилища парень, и мы впервые попробовали сыграть песни «Комбы». А выпуске на тридцать пятом пришло приглашение из Белгорода, от тамошних священников: очень они хотели нас услышать. Мы, естественно, начали готовиться: взяли парня на домру и бас, стали пробовать рэпачок - вот тогда и образовалась группа.

- Заодно с новой страной. Кто кого создавал: вы Россию или Россия вас?
- Конечно, странно звучит, но у меня такое ощущение, что я и есть Россия. Мы иногда говорим с товарищами об этом, и они соглашаются. Удивительно: несмотря на то что мы - супермаргиналы, у нас получается чувствовать то же, что чувствует большинство русских людей.

- Большинство русских сегодня поёт «О Боже, какой мужчина». А вы - «Душе моя», «Цена дружбы», «Города-герои».
- У нас с самого начала был неофициальный договор: про то, что я такая-растакая, а ты такой-растакой, не будем петь. Все покивали головами. Поэтому поём о социальной несправедливости и внутренних тараканах, на философские и исторические темы рассуждаем. И на религиозные тоже. У любого русского этого не отнять: сколько было гонений на церковь в советское время, сколько недовольства в ее адрес высказывается сегодня, но веру в народе всё равно сложно поколебать.

Светиться не надо. Чтобы не завидовали

- Раз уж заговорили о вере... Ваш отец - протоиерей Андрей Логвинов - какую роль играет в жизни «Комбы»?
- Для меня отец, во-первых, классик в поэзии. У нас самих ведь не поэзия - словоблудие и рифмоплётство. А во-вторых, критик, причём суровый. Когда батя делает замечания, это страшно. Потому что он не только профессионал и священник, но ещё и человек, который прекрасно чувствует, где правда, а где неправда. Его не провести.

- На фестивалях «Исповедь сердца» отец Андрей «Комбу БАКХ» всегда представляет с особой гордостью - правда?
- Может быть, бате приятно, что его сын с товарищами не просто барды, что «Комба» играет не сюси-пуси, а сильную музыку. Но насчёт гордости... Был у отца юбилей, и мы должны были спеть две песни на его стихи. Я чувствовал, как ожидание застыло в воздухе: «Сейчас сын...». И мы тогда страшно залажали. Текст, вроде, не забыли, но когда идёт лажа, рушится всё: гитарка не зазвучала... В общем, ожиданий не оправдали. Чем тут гордиться, не знаю.

- Как не гордиться: в столицах вас давно назвали лучом света в тьме современной музыки. Непонятно другое - почему «Комба» так мало «светится» в Костроме?
- Хотелось бы сказать, что в этом виновата наша скромность. Наверное, отчасти она и виновата. Или комплексы, или страх, или стеснение. А может, и то, и другое, и третье. Иногда, конечно, хочется, чтобы каждый костромской охранник услышал песню про охранников, и чтобы все костромичи, которые едут в поездах, услышали песню о людях в поездах. Но мама как-то давно сказала: светиться не надо. Чтобы не завидовали.

- Тем не менее вы даже в песнях афишируете собственную провинциальность.
- По-моему, провинциальность - это как раз афишировать свою московскость. Тем более что сейчас невыгодно быть москвичами. Даже само слово «москвич» в последнее время стало не очень одобрительным. Нам в этом смысле повезло: слово «Кострома» вызывает в людях только положительные эмоции.

- Получается, что самобытность «Комбы» - это самобытность костромская? К тому же вы Честнякова любите, Тарковского.
- Ради справедливости надо вспомнить, что в «Комбе» есть не только коренные костромичи, но и люди пришлые. Как я, например. Появился я здесь в пятом классе школы. И - с моим маргинальным мировоззрением - всегда подчёркивал: «Я не костромич». Что мне, кстати, и импонировало ужасно. Импонировало, что, когда захожу в транспорт или иду по улице, не смотрю в глаза окружающим. Что я другой. Но ведь и Честняков другой. Он был деревенским человеком, и в этом его особинка. Да и Тарковского костромским не назовёшь. Это фигура мирового масштаба, мыслящая категориями космическими. Мне приятно видеть его физиономию на стендах, где изображены костромские бренды, но ведь это притянуто.

- Так какая же ваша самобытность - комбовская?
- Пожалуй, это лучшее определение. Но насколько оно удобно другим...

И государи кивнули головой

- О других. В российском музыкальном пространстве вам сложно приживаться?
- Было бы сложно, если бы мы позиционировали себя как музыканты. Когда ты заявляешь: «Я джазмен!» - и пытаешься утвердиться среди джазистов, конкуренция огромная. Если хочешь утвердиться как рэпер и поставить себя в той среде, требования колоссальные. А мы же не музыканты.

- А кто?
- Конструкторское бюро какое-то. С одной стороны, в студийных работах - да, музыканты. Но с другой... Иногда приходится признавать, что мы колхоз самопальный. И это больно. Дома, бывает, кучу всего накрутишь, потом поставишь в машине. Молодец, настарался, но самодеятельность чувствуется. Вот если бы на крутой студии это всё отмастеринговать!

- Чтобы перед потомками не было стыдно? Вы же, наверное, для вечности творите.
- Да и не только перед ними. Попасть бы в рай, а там и Суворов, и Пушкин - и оба одобряют. И чтоб государи тоже кивнули головой благосклонно. В общем, те люди, которыми гордится вся Россия. Да и те, которыми гордятся немногие, потому что большинству они не удобны. Хотя бы Георгий Свиридов. Весь Советский Союз слушал его музыку перед началом программы «Время». А стали издавать дневники - и вырезали очень многое. Нам, к счастью, достался некупированный вариант - не знаю, где батя его взял. Знаете, какая там резкая критика в адрес Ельцина? Свиридов в пух и прах разносит систему, причём называя имена и фамилии.

- В Аполлоне, оказывается, не меньше протестности, чем в его музыке.
- Протестность - одно из колёс нашей машинки. Всё началось с панковского маргинализма, а сегодня продолжается в каких-то стёбных вещах. Простебать иногда бывает эффективнее, чем заявить в лоб.

- Против чего протестует «Комба»?
- Против самих себя в первую очередь. Я, например, иду выносить мусор и вижу, что на дороге его в три раза больше, чем в мешках. По идее, я, человек, живущий на своей земле и несущий за неё ответственность, должен надеть перчатки, взять мешок и убрать всё это. Но то ли стесняюсь, то ли комплексую - и ничего не делаю. Ничего не меняю. Ужасно стыдно.

- Почему «ничего не меняю»? Разве ваша музыка...
- Кто-то из великих сказал, что, если бы музыка меняла мир, мы бы уже давно жили в раю. Хотелось бы верить, что это справедливо. Но чаще всего мы не пытаемся изменить мир - мы пытаемся в нём разобраться. Назвать что-то своими именами.

- Пятьдесят четвёртый выпуск «Комбы БАКХ» в чём разбирается?
- Есть в новом выпуске песня про наших любимых людей - работников интеллектуального труда. Которые где-то в глуши, никому не известные, творят гениальные вещи. В Томске, например, не так давно придумали установку «Айс-200»: насыпаешь туда мусор - получаешь бензин, который стоит всего четыре копейки. И даже газ можно получить, представляете? Это же мечта человечества! А исполнили эту мечту простые томские инженеры, смущённо рассказывающие о своём открытии в камеру. Мы себя к этим людям, кстати, тоже причисляем. Это не скулёж. Просто в последнее время часто посещает мысль, то нас всё-таки раскопают лет через сорок-шестьдесят. После того, как мы помрём в забвении.

Фото из архива группы «Комба БАКХ»
Автор благодарит за помощь в организации интервью продюсера группы Анну Комиссарову

«Северная правда»
No 75, 18 сентября 2013 г.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Комба БАКХ - Провинция
"Комба БАКХ" 2010

музыка, Комба БАКХ, Россия

Previous post Next post
Up