Алексей Степанович Степанов «Журавли летят». 1891
Сегодня родился Алексей Степанович Степанов.
Слышишь? Его немало в галерее в Химках, но я там ещё не был - это всё трудно объяснить, если даже и Пушкин непереводим. Русский как русский в этой стране сейчас немножко не то, лучше и не вылезать. И памятники валят в Европе, оскверняют, братские народы.
Все кто мне нравятся, они в каком-то пожизненном андеграунде все, почти все, Эдик Старков, Гаккель, Суриков, Нестеров, покойный Михаил Филин, Валентин Непомнящий, а ведь это всё, Сорока, Венецианов, Соломаткин - это ведь всё люди… И вот Степанов, ну кто его тут знает? Что мы о нём знаем? Что о нём тепло отзывался Серов? Не мало ли для гения, вот и живем в гетто, вот и фашизм победили, а победу не празднуй.
да нет ничего, понимаете… нет ничего есть только иконы,
БОГ
Православие
Родина
Россия,
Русские люди, Павел Михайлович Третьяков, но кто такой Рэтд, кто такой Юра Лебедев, кто они, кто такой Патап, кто такой Бинпол, кто все эти люди? Мы не можем без Бога. Не выходит. Суживают нас суживают, ЗАУЖИВАЕМСЯ помаленьку.
Нельзя отвернуться от Родины, от Балашихи и Ярославля.
Нельзя отвернуться от всего этого.
Теперь чисто искусствоведческий анализ.
Степанов прежде всего интересен тем как просто, неаффектированно он трактовал что бы то ни было: сюжетная картина с непроявленным сюжетом, лошадки его более по тону интересуют, ну с душой, разумеется, а мы иначе и не умеем, живопись темпераментная, осветлённая, радостная текучая неуловимая как ветерок, как вот дождик или, например, солнышко….
я хотел быть равниной
я хотел быть равниной
цитирую, цитата, из кого, да не важно, из кого-то.
Черная лошадка на снегу, женщина с мальчиком на террасе сидят, волки, возок на деревенской улице, березы в лесу, залысины снега, лоси стог обирают, ребята на хворосте, какая-то дама, какой-то театр. Это все, вот именно, русское, вот что главное в Сороке, в Сурикове, что… в Рябушкине, в Архипове. Немного грубовато как-то, не всегда точно, нет экзальтации, нет Я.
Баба пашет. Белое на белом на белом, иней, заиненненые деревья, снег, белый день, белая стена здания.
Красный снег ушел бродить по свету…
никогда-то вы нас ребята не поймете.
Говорю ещё раз: «Наша правда закопана в землю».
В Степанове удивительным образом выразились такие основополагающие черты наши национальные - простота, скромность, добродушие, тихость.
И выразилось это всё в эстетическом, пластическом эквиваленте, выразилось в картинах, в композиции, рисунке, в колорите, живописной манере. Мягкость. Доброта.
Понимаешь что ль? Никак нам без этого нельзя.
Дети смотрят как улетают журавли.
Конечно, искусствовед из меня так себе, но суть безусловно ясна, и на эту тему не сказать что много литературы. А ведь это наше главное. Это то, о чём сказал церковный историк архимандрит Дамаскин (Орловский):
«Потому что история, причем любая собственная история для каждого народа по естеству прекрасна сама по себе. Она не нуждается ни в преукрашении, ни в какой-то лжи».