ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»: 1992 - 2014 гг.

Mar 02, 2017 17:46

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»: 1992 - 2014 гг.

Дмитрий Борисович Синяговский
председатель Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» (г. Москва)



www.fond.ru

Многим известны жития и другие издания, опубликованные при поддержке Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». Для тех, кто их читал, у кого эти книги есть, они стали очень важной встречей на жизненном пути, принесли и пропродолжают приносить огромную пользу - утверждаю это не голословно, а отталкиваясь от реального знания опыта людей. Также многим известно о грандиозной канонизации, осуществлённой нашей церковью в 2000-м году, когда к лику новомучеников и исповедников российских было причислено более 1000 русских священников, епископов, монахов и мирян, пострадавших в годы гонений в первой половине ХХ века, а сегодня в наш Собор новомучеников поимённо входит более 1500 святых.

Написание и издание этих книг и в значительной степени эта канонизация явились результатом огромной работы. Это - как бы вершина айсберга, которая, следует заметить, при всей своей громадности и яркости, всё же ещё недостаточно замечена и воспринята нашим обществом. Но существует невидимая часть, на которой возвышается эта вершина - это работа исследователя-автора книг, беспрецедентная по своей духовной и физической интенсивности, протяжённости во времени и в пространстве, многоплановости, ресурсоёмкости. В этой работе автору содействие оказывал Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». Этой большой и многолетней работе посвящена данная статья. Но хотелось бы, чтобы она не исчерпывалась только этим. Мне представляется, что когда затрагивается тема новомучеников, и, тем более, рассказывается о трудах, посвящённых исследованию их подвига, распространению знания о них - в наш век эффективности, рациональности, каждый из нас имеет право и должен уяснить для себя, почему такое внимание уделяется данной теме, стоит ли на неё тратить своё драгоценное время. Поэтому я считаю своим долгом также обратить ваше внимание и дать ответы на такие вот вопросы, важные для каждого: Какую роль в моей личной жизни и в жизни общества, народа, к которому я принадлежу, могут сыграть новомученики? Насколько целесообразны, оправданы временны́е, материальные и прочие затраты на исследования, написания житий, выпуск печатных изданий, на чтение житий новомучеников? Разве не могу я, современный человек христианин, проживающий в России, довольствоваться в своей духовной жизни знанием и почитанием «классических» святых, тех святых Русской и Вселенской Церквей, которые до ХХ столетия испокон веков почитались на Руси?

Русская Церковь сохранила в неповреждённости чистоту христианства и преподносит нам её в виде Церковного предания. Оказывается, что это церковное предание содержит указание, каким образом христианин обязан относиться к новомученикам. Серьёзность для нас этого указания заключается в том, что оно вопрос почитания или непочитания новомучеников переводит из сферы личных произволений и предпочтений христианина в статус необходимого условия неповреждённости его духовной жизни. Речь идёт о макроуровневом духовном законе, описывающем норму взаимоотношений члена Церкви Воинствующей, то есть каждого из нас, с Церковью Торжествующей в лице Её святых. Сформулирован он преподобным Симеоном Новым Богословом, найти это высказывание можно в его произведении «Сто глав богословских и деятельных», вошедшем в 5 том «Добротолюбия», а также в отдельных изданиях трудов прп. Симеона, которые в последнее время выпущены рядом издательств.



Преподобный Симеон является авторитетнейшим богословом, своими произведениями оказавшим на жизнь христианской Церкви огромное влияние. Среди всех христианских святых Вселенской Церкви помимо святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова титул «Богослов» носят только святитель Григорий Богослов и прп. Симеон, причём это родство к прп. Симеону оказалось перекинутым через целых 7 веков - второй из ранних богословов - святитель Григорий жил в IV веке, а прп. Симеон - в XI. Вот его тезис: «…Святые, которые являются из рода в род, от времени до времени, после святых, предшествовавших им, - посредством исполнения заповедей Божиих прицепляются к ним, к тем прежним, и, получая благодать Божию, осияваются подобно им, - все же последовательно составляют таким образом некую златую цепь, каждый будучи особым звеном сей цепи, соединяющимся с предыдущим посредством веры, добрых дел и любви, - цепь, которая, утверждаясь в Боге, неудоборазрываема есть. Кто не изволяет со всей любовию и желанием в смиренномудрии соединиться с самым последним (по времени) из всех святых, имея к нему некое неверие, тот никогда не соединится и с прежними, и не будет вчинен в ряд предшествовавших святых, хотя бы ему казалось, что он имеет всю веру и всю любовь к Богу и ко всем святым. Он будет извержен из среды их, как не изволивший в смирении стать на место, прежде век определённое ему Богом, и соединиться с тем последним (по времени) святым, как предопределено ему Богом» [1].

Этот постулат гласит, что святые, пребывающие в неизреченной славе Божией, предстают для нас оттуда не в беспорядочном смешении между собой, а в виде некоей пространственно протяжённой цепи, в которой перед святыми древними расположены святые более позднего времени, а перед ними - ещё более близкие к нам по времени святые и так далее. Ближайшие к нам по времени и по месту в этой цепи - новомученики и исповедники Российские ХХ века. Бог выстроил так святых неспроста, а для нашего удобства приобщения к святости. Вот Церковное предание устами Симеона Нового Богослова и учит, что тот, кто в стремлении ухватиться за Церковное богатство дальнее не замечает богатство ближайшее и доступнейшее, пытаясь даже перешагнуть через него, поступает весьма странно, нарушает Божие предопределение. Это логично.

Господь благоволил даровать нам сонм новомучеников, которые являются нашими соотечественниками, зачастую родственниками, они жили фактически в ту же историческую эпоху, что и мы, в том же государстве. Среди прославленных новых святых есть представители всего спектра сословий, возрастов, профессий, характеров, темпераментов, интересов, талантов и дарований, всех сфер церковной и общественной деятельности. Кроме этого, Божиим промыслом и трудами церковных людей вместе с этими святыми, нам дарован и огромнейший массив самой многоплановой информации о них - это и устные и письменные воспоминания родственников, очевидцев, личные дневники самих новомучеников, их переписка, периодическая печать, обширнейшие мученические акты, которыми являются судебно-следственные дела, фотографии, личные дневники, личные вещи, духовное и научное письменное наследие. Такого наследия от древних святых у нас нет. Также сохранились храмы, в которых они несли служение, казематы, в застенках которых они проводили последние дни и часы жизни перед расстрелом, предсмертные записи на полях книг. А некоторые святые новомученики и исповедники и свои тела в виде честных мощей оставили нам. Любовь истинная подразумевает незамутнённое видение предмета своей любви, обладание полнотой знания о нём, когда никакая мелочь и деталь не бывает несущественной и пренебрегаемой. Человек, который не нуждается в святых, настолько полно, всесторонне предоставляющих себя нам для понимания, а значит и для любви, не обманывает ли он сам себя в отношении своей любви к древним святым?

Вот поэтому знание и почитание новомучеников и исповедников Российских ХХ века чадами Русской Православной Церкви, на всех её приходах, на всей её канонической территории, почитание, по крайней мере, не меньшее, чем почитание древних святых, таких, как например преподобный Антоний Великий, Сергий Радонежский, святитель Николай Чудотворец, великомученик Пантелеимон, мученик Вонифатий - обязательно и безотлагательно должно стать нормой нашей жизни. Иначе мы рискуем по Симеону Новому Богослову оказаться в числе тех, кому лишь кажется, что они имеют любовь к Богу и всем святым.

Русские люди находятся сегодня в условиях максимально благоприятных для того, чтобы знать новомучеников, их жития, молиться им. Весьма значимую роль в создании этих условий как раз и играет Региональный общественный Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви».

История Фонда такова.

В нашей стране у истоков системно организованной деятельности по собиранию сведений о подвиге священников и мирян, пострадавших от гонений, начавшихся после революции 1917 года, стоит игумен Дамаскин. Начал он эту деятельность, будучи ещё мирянином, в конце 1970-х годов - тогда мы жили в государстве, называвшемся Советский Союз. Во-первых, совершенно очевидно, что в те годы рассчитывать на лояльное отношение со стороны государства к затеваемому делу не приходилось - ведь дело заключалось, по сути, в сборе улик совершённого этим самым государством против собственного народа гигантского преступления. Во-вторых - сразу виделось, что вступление на этот путь будет бесповоротным и потребует отдачи всего времени и всех жизненных сил без остатка, в том числе и за счёт личной жизни.

Основным содержанием первого направления работы и первого же по хронологии этапа, который продолжался с конца 1970-х годов до 1991 года, была запись устного церковного предания, в поисках носителей которого - очевидцев событий исследуемого периода, родственников пострадавших - исследователь совершал поездки по всем тем областям России, где они могли проживать. В течение этого периода исследования были произведены на территории Нижегородской, Ивановской, Владимирской, Кемеровской, Воронежской, Ярославской, Тверской, Костромской областей, Краснодарского, Алтайского краёв, Крыма, в городах Житомир, Киев, Чернигов, Харьков. Первой экспедицией была экспедиция в 1978 году в Воронежскую область. Курская область неслучайно отсутствует в перечне областей, в которых были произведены исследования. Опыт пробных изысканий в Воронежской области показал низкую результативность поисков на территориях, которые в годы Великой Отечественной войны оказались ареной ведения масштабных боевых действий. Дело в том, что такие глобальные социальные события, как Отечественная война, привели к перемещению коренного населения затронутых областей в другие места проживания, а некоренные жители, вновь поселившиеся на таких территориях, просто-напросто не являлись носителями искомой информации. Сведения о подвижниках Курской области были получены в результате исследований, произведённых в других областях.

Исследователь ясно отдавал себе отчёт в том, что 70-80-е годы были периодом, когда предоставлялась последняя возможность сбора устного предания в объёме, достаточном для воссоздания целостной исторической картины прошлого. Безусловно, огромной ценностью обладают материалы о каждом отдельном подвижнике. Но важно понимать, что помимо непосредственно агиографической задачи, решаемой данным исследованием - составления жизнеописаний священников и мирян, с целью их прославления, одновременно решалась задача сохранения цивилизационного кода России после 50 лет систематической работы государства над его полным замещением. Начнись данные церковно-исторические исследования на 10 или даже на 5 лет позднее - кто знает, была ли бы собрана такая критическая масса жизнеописаний и фактического материала, которую можно было бы переплавить в знание, необходимое нашему народу для сохранения исторической памяти о себе. А народ со стёртой памятью о своём прошлом, о своих стержневых ценностях, о своих народных и религиозных началах неминуемо превращается в этнографический материал, весь смысл дальнейшего существования которого сводится к роли гумуса, который могут использовать другие цивилизации для подпитки своего роста. Слава Богу, что этого не произошло.

Мы считаем правомочным говорить о деятельности о. Дамаскина в этот период как о некоем, назовём его предначинательным, этапе деятельности Фонда. Хотя Фонда как официальной структуры тогда ещё не существовало - Фонд был зарегистрирован в 1997 году - тогда вокруг о. Дамаскина в процессе работы начала складываться небольшая группа добровольных помощников, которые впоследствии и составили первоначальный контингент добровольных участников Фонда.

Второе направление деятельности - архивные исследования, сбор письменных документальных свидетельств о подвиге новомучеников. По времени это был второй этап. В 1990 году о. Дамаскин стал трудиться в Синодальной комиссии по изучению материалов, касающихся реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, пострадавших в советский период, а с 1991 года в силу изменившейся общеполитической ситуации в стране был получен доступ к архивам государственных органов, и с этого года о. Дамаскин приступил к изучению архивно-следственных дел в ЦА КГБ при Совете министров СССР (ныне ФСБ РФ). В дальнейшем также проводилось изучение материалов Архива Президента РФ, ГАРФ (Государственный Архив Российской Федерации), РГИА (Российский Государственный Исторический Архив), архивов УФСБ по Москве и Московской области и прокуратуры Тверской области. В результате был исследован более чем 100-тысячный комплекс судебно-следственных дел за период с 1917 по 1950-е гг. Вот как сам о. Дамаскин оценивает архивный компонент исследования:

«Так как ХХ век явился для Русской Православной Церкви временем мученичества и исповедничества, то и материалы о мучениках и исповедниках хранятся в архивах бывших репрессивных организаций. Как бы ни были тенденциозны записи протоколов допросов, которые велись в НКВД, в основном они представляют собой примерно то же, что и мученические акты древности. Это один и тот же исторический прототип, одни и те же действующие лица: христиане - и представители безбожного, антихристианского государства. В новых мученических актах отражены причины, время и место ареста, а также следственный процесс, когда следователь старался добиться, чтобы мученик оговорил себя и других и признал Русскую Православную Церковь контрреволюционной организацией, враждебной государству по своей природе. Архивы донесли до нас сведения о приговоре и времени мученической кончины. В этом смысле они являются ценнейшим историческим источником, без которого вряд ли было бы возможно составление полных жизнеописаний мучеников. Описывая на основании свидетельств очевидцев жизнь православного подвижника до ареста, мы, не будь архивов, не знали бы, явил ли он себя мучеником или по тем или иным причинам согласился с предложениями своих гонителей и мучителей» [2].

Архивные документы, в частности архивно-следственные дела, содержат в себе фиксацию той части биографии пострадавшего христианина, которая была скрыта от его родственников и современников стенами следственных кабинетов и не могла быть получена путём устных опросов. В данном случае мы имеем дело с действием всемогущего промысла Божьего, который способен любое зло обратить к добрым последствиям. Стараниями самих гонителей мучителей был составлен и бережно сохранён для нас тот самый корпус документов, который, спустя несколько десятилетий в качестве важного дополнения к собранным устным свидетельствам потребовался Церкви для канонизации своих подвижников. Кроме того архивы содержат весь спектр секретных директив органов власти и руководящих лиц, определявших отношения государственной власти к Церкви, а именно - директив по уничтожению Русской Церкви.

Ознакомление с массивом архивных документов наряду с собранными в поездках показаниями очевидцев позволили составить исчерпывающее представление как о гонениях в целом, так и о личности каждого пострадавшего. Теперь можно было составить достоверные и полные жизнеописания мучеников. Написание житий и издание их в виде серий книг составляет третье направление исследовательско-просветительной деятельности Фонда. По времени это направление работы простирается с 1992 года по настоящее время.



Роль первого издания - семитомной серии книг под названием «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним» трудно переоценить.

Следует выделить 4 аспекта.

1. В отличие от большинства других поместных Церквей, период массовых гонений и мученичества в Русской Церкви приходится не на первые века Её существования, а на пору Её зрелости, на конец 1000-летнего периода Её бытия. Таким образом, данное собрание житий со всем основанием можно назвать первым мартирологом Русской Православной Церкви. Двухтомник протоиерея Михаила Польского, признавая большое его значение, всё же нельзя назвать памятником новейшей церковной истории в полном смысле, так как и время составления его книг, и заграничное местопребывание автора исключали возможность использования необходимого массива достоверных источников во всей их полноте.

2. Особо следует отметить, что принципиальной и основополагающей позицией автора на всех этапах работы над книгами был проложно-летописный принцип отображения действительности, требующий от исследователя отсутствия личной предвзятости и полностью лишающий автора права на художественный вымысел. Включение в текст вымышленных, неподтверждённых достоверными источниками фактов, персонажей, событий, поступков, деталей, нюансов, слов, мыслей, - недопустимо, какими правдоподобными, вероятными, уместными и полезными для целей повествования они ни казались бы. Вот эта объективность изложения, помноженная на количество запечатлённых в подробностях и вошедших в монографию жизней реальных людей в сочетании с масштабностью, многосторонностью охвата исторической панорамы внутри почти каждого жития, позволяет позиционировать рассматриваемую серию книг как выдающийся и первый в ХХ веке исторический источник, воссоздавший абсолютно незамутнённо и полно картину жизни России в предреволюционную и послереволюционную эпоху.

3. Первые четыре тома, вышедшие в свет до Собора 2000 года, стали фактором, инициировавшим во всём русском церковном обществе 90-х годов процесс знакомства с новомучениками и исповедниками Церкви русской, а также осознания, как церковной иерархией, так и широкими массами мирян, необходимости их канонизации и почитания - во-первых, в качестве отдания им долга памяти и почтения за их подвиг, во-вторых - для получения от них молитвенного предстательства за Россию. Распространение в обществе сведений о мучениках ХХ века, собранных о. Дамаскиным, послужило делу канонизации подвижников несколькими соборами Русской Церкви. В 1992 году был канонизирован архиерей-первомученик митрополит Киевский Владимир Богоявленский, в 1997 - священномученики местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Крутицкий Петр (Полянский), митрополит Серафим (Чичагов) и архиепископ Фаддей (Успенский), при канонизации Собора новомучеников в 2000 году 470 подвижников было прославлено на основании результатов исследовательской деятельности группы о. Дамаскина.

4. Период 90-х годов был периодом второго крещения Руси. Огромное количество людей, пробуждающихся в духовном, церковном и национальном планах, сумели воспользоваться в этот важный период своего становления именно этими книгами как духовной лествицей, подспорьем для вхождения в опыт Церкви и народа.
Книгам «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия» в 1997 году была присуждена премия митрополита Макария, а в 2003 году - премия Союза Писателей России. В 2011 году иг. Дамаскин за монографию «Епископ Гермоген (Долганев)» удостоен Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский». Избранные тома и избранные жития сборниками выпущены зарубежными издательствами за границей на сербском, греческом, английском, румынском и немецком языках.

Вторым фундаментальным изданием о новомучениках, имеющим большое просветительское значение, является серия «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии».



Жития расположены по календарному принципу, издано 9 томов. При подготовке этого издания проведена беспрецедентная по объёму и доскональности работа в ГАРФе и в других архивах, которые могли иметь информацию по теме: РГИА, ЦИАМ (Центральный исторический архив Москвы), ЦГАМО (Центральный государственный архив Московской области) и других. В ГАРФе просмотрено 96000 дел фонда № 10035. При этом исследовались дела не только самих репрессированных. Составлялся полный список всех свидетелей по всем процессам, выявлялись лица, которые в одних делах проходят как обвиняемые, а в других как свидетели. Исследован весь период гонений - с 1918 года до начала 1950-х годов.



Третье издание - «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века» должно будет вместить в себя жития всех прославленных мучеников и исповедников прошлого столетия с расположением их в соответствии с минейным принципом, издание будет состоять из 12 томов, по количеству месяцев в году, издано 6 томов.
В ряду житийных изданий Фонда следует упомянуть серию брошюр, каждая из которых посвящена тому или иному подвижнику в отдельности.



Выше в статье была высказана мысль, что в настоящее время у верующих православных людей России имеются все необходимые и достаточные условия, чтобы в соответствии с учением Церкви выстраивать правильные отношения со святыми, входить в опыт святости через те двери, которыми Бог благословляет нам входить в этот опыт. Фондом издано, не считая брошюры - 26 томов житий новомучеников и исповедников Российских общим тиражом 270 000 экземпляров. (Кстати, удалось это сделать благодаря помощи жертвователей, благотворителей). Как уже упоминалось, количество прославленных поимённо на сегодня составляет более 1500 человек. В книгах, игумена Дамаскина содержатся сведения о 1000 святых.

Все жития, вошедшие во все наши издания, размещены на сайте Фонда.

Адрес сайта - легко запоминающийся: www.fond.ru.







Мы призываем всех пользоваться информацией, размещённой на нашем сайте, погружаться в чтение житий новомучеников и исповедников Церкви Русской и других наших материалов, использовать их как пособие, инструмент для своего личного духовного гражданского и научного самовоспитания, воспитания членов своих семей, а также использовать эти материалы в своей работе в целях духовного просвещения нашего народа, популяризации подвига новомучеников, углублённого проникновения в историю своей страны, своего края, прихода. Однако просим при обращении с данными материалами с уважением относиться как к их авторству, так и к изложенной в них исторической правде. К сожалению, нам не раз приходилось и приходится сталкиваться с фактами электронной или печатной перепечатки житий, при которой или авторство присваивается другим человеком, или в текст привносятся искажения и изменения, основанные на домыслах и недостоверной информации, или же имеют место одновременно оба некорректных действия. Это действия неправомочные и неподобающие - не только по отношению к автору, который 30 лет трудился над созданием и тщательной выверкой этих житий, но и по отношению к святым, в чьи жизнеописания вносится вымысел, то есть неправда. Христиане должны отдавать себе отчёт в важности принципа «не солгать на святого», в духовной опасности, которой грозит христианину нарушение этого принципа. Особенно ответственность за правду и неправду возрастает в нынешних условиях, когда весь мир охвачен всепроникающими сверхскоростными электронными информационными потоками, и любая информация, как доброкачественная, так и недоброкачественная, в считанные секунды доносится до неограниченного числа людей в России и в мире, входит в их умы и сердца. Поэтому для публикации житий в своих электронных или печатных изданиях, в епархиальных или приходских средствах информации, мы рекомендуем обращаться к нам, и мы предоставим на совершенно безвозмездной основе необходимые выверенные тексты, оговаривая лишь необходимость приводить ссылку на наш сайт и указывать автора.

Жития новомучеников и исповедников российских - это ещё не всё, чем располагает наше церковное общество сейчас. Сохранились, найдены и опубликованы научные, богословские и публицистические их труды. Они изданы нами в рамках ещё одной серии книг, которая называется «Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви».









К этому достоянию тоже необходимо относиться очень серьёзно. Дело в том, что человек не выбирает, в каких условиях ему проходить поприще борьбы за спасение души, но человек выбирает степень напряжённости и честности своей духовной жизни, и если бы Господь не попустил случиться в 20-е - 30-е годы гонениям, то многие из тех, кто стал мучениками, исповедниками, преподобномучениками, стали бы святителями, преподобными, праведными. Их писания, поучения воспринимались бы нами как наследие святых отцев нового времени. Так и надо относиться к этим книгам, однако, ещё понимая и ценя отличие этого святоотеческого наследия от писаний древних святых отцов. Новомученики жили в нашей стране, причём в период назревавшего социального катаклизма. Они все были неравнодушны к состоянию современного им общества, и, будучи не только духовно просвещёнными, но также граждански и геополитически очень проницательными, они смогли запечатлеть истинное состояние России в конце XIX - начале XX века, подметить те червоточины, которые разъедали народное и государственное тело России и привели к развязке 1917 года. Интересоваться историей России, думать над причинами трагизма её и не использовать эти книги - несовместимо.

В серии «духовное наследие» издан сборник стихотворений мученицы Татьяны Гримблит, явившей своей жизнью высочайший образец подвижничества в практическом исполнении заповеди служения ближнему без примеси саможаления и эгоизма, а своим творчеством - недосягаемый для «творческой интеллигенции» идеал поэзии - без примеси той чувственности, что питает поэзию светскую.





Осветив в статье основные направления исследовательско-просветительской деятельности Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» хотелось бы выразить надежду, что эта деятельность послужит благому делу церковного просвещения, исторического и патриотического воспитания каждого из нас лично и всего русского церковного народа. А это, в свою очередь, послужит правильному формулированию просьбы и общенародному обращению к новым мученикам Церкви русской для передачи этой просьбы Господу. Тогда Он не откажет.

Примечания
1. Добротолюбие. Т. 5. Преподобного Симеона Нового Богослова деятельные и богословские главы. Гл. 157-158.
2. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3. Вместо предисловия. Тверь: Булат, 1999. С. 9.

архимандрит Дамаскин (статьи), святые, fond.ru, Александр Буренков, архимандрит Дамаскин, история, Православие

Previous post Next post
Up