К 70-летию мученического подвига о. Владимира. Интервью с игуменом Дамаскиным (Орловским)
Протоиерей Владимир (Проферансов). Бутырская тюрьма. 1937 год
70 лет со дня мученического подвига настоятеля нашего храма священномученика Владимира Лубянского (Проферансова).
Приходской журнал «Лучники». 2007 г. Храм св. вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках.
2/15 декабря
В этом году к 70-летию исповеднического подвига отца Владимира, Господь благословил нас отреставрировать и приготовить к совершению богослужений северный придел нашего храма, который будет освящен в честь новомученика Владимира Лубянского (Проферансова). В связи с предстоящим празднованием настоятель храма, главный редактор «Лучников» о. Алексей Казанчев задал несколько вопросов игумену Дамаскину (Орловскому) исследователю и составителю житий Новомучеников Российских. (В числе их и о. Владимир (Проферансова)
Отец Дамаскин, скажите, что такое мученичество, и его отличие, если оно есть, от новомученичества?
Мученики в древней Церкви - это в буквальном смысле свидетели об истине Христовой и продолжатели дела апостолов. Славянский перевод этого понятия раскрывает только часть и часть меньшую значения их подвига, что свидетельство об истине при беспощадных гонениях связано со страданием, с мучением. Мученичество в церковном представлении не есть пассивное терпение тягот от гонений, но активное свидетельство и делом, и словом о новой жизни, начинающейся во Христе. В этом смысле, поскольку Церковь у нас одна, нет разницы между мучениками (свидетелями о Христе) и новомучениками (также свидетельствующими о Христе). Термин «новомученики» отчасти пришел к нам от греков, так называвших своих мучеников, пострадавших от турок-мусульман, частью же из литературы, авторы которой не особенно задумывались над тем, что в Русской Православной Церкви не было ранее мучеников, как явления массового исповедания Христа в условиях гонений от государства. Вероятно поэтому, русского православного и вообще славянского человека больше всего поразили в образе древних исповедников - свидетелей о Христе - их страшные страдания. Ныне же этот термин принят Церковью и обозначает в Русской Православной Церкви мученика, пострадавшего в XX столетии во время правления страной воинствующей безбожной власти.
Чем для нас, современных людей, важен подвиг новомучеников?
Для нас, современных людей, подвиг новомучеников, сами новомученики имеют большое значение, потому что мы через них связаны с преданием Русской Православной Церкви, в которой ранее сияли в основном преподобные и праведные, а через них и с преданием Церкви Вселенской. Легче всего по ближайшим к нам святым (а это новомученики) узнать, кто это такие святые, что такое святость, что такое на земле представляет из себя практический путь к спасению. Нам трудно представить, как жили древние святые, отцы пустынники, в каких именно исторических обстоятельствах, что для них было тогда особенно важным, но зато это можно представить по ближайшим к нам по времени святым, жившим почти в наше время. Верное представление о святых очень важно для нас, ибо, неправильно представляя, или не вполне понимая их подвиг и одновременно стараясь им подражать, можно впасть в прелесть.
Как Вы думаете, что явилось причиной возникновения гонений на Русскую Православную Церковь?
Причиной гонения на Русскую Православную Церковь явилось создание условий жизни для народа почти таких же, как это было в Европе. Дореволюционная Россия через заимствование западноевропейских государственных институтов и культуры восстановила и древнее европейское язычество, которое в соответствии с законами логики и здравого смысла подняло жесточайшее гонение на Православную Церковь. Русские люди, убаюканные ложным спокойствием, оставили тогда правила благочестия, понятие о том, что и в мирное время человек призван свидетельствовать о Христе, и постепенно стали отступать от Христа и сливаться с миром. Но Господь не попустил им погибнуть и возбудил в них ревность к спасению и к свидетельству о Нем жестоким гонением, и тем самым не дал им духовно уснуть и плавно перейти в общество всеобщего отступления. Очнувшись, они и стали, подобно древним, свидетелями о Христе и мучениками и молитвенниками за нас.
А в "спокойной" нынешней жизни возможно ли мученичество за Христа?
И в нашей современной жизни возможно и необходимо мученичество, только называется оно, как и в древности, исповедничеством. В нашем современном мире, где извращаются здравые понятия не то что христианские, а и человеческие, любое, самое малое выражение веры христианской уже становится исповедничеством. В нынешней современной жизни в распадающемся обществе, где разделяются семьи и расходятся во вражде друзья, христианин в своей собственной семье или на государственной или частной службе уже становится исповедником, если он соблюдал самые малые церковные правила - поста и молитвы, если хоть сколько-то пытается внести в меркантильный, сребролюбивый и себялюбивый дух века сего христианские принципы. Какое на него тогда может подняться восстание от родных, и друзей, и сослуживцев?! Иной "исповедник" и сам не раз усомнится, стоит ли соблюдать столь небольшие правила, если против них так восстают окружающие. Так было и во времена древние, когда язычники искренне недоумевали почему христианин не приносит жертву идолу, в "божественную силу" которого они сами вовсе не верят, почитая его человеческим вымыслом. Но дело как раз в том и состоит, что то, что для древнего языческого и современного безбожного мира является сущими пустяками, то для христианина отнюдь не пустяки, потому что он знает, что за каждое свое слово и действие он даст ответ Богу. Грустным знаком, характеризующим наше время, является - что для христианина раньше было обыденным и естественным, то для современного человека становится подвигом. Для сегодняшнего человека уже только сохранить в себе образ человеческий и Божий - подвиг.
Можно ли надеяться, что прославленные Церковью новомученики (из простых людей, такие, как священник Владимир Проферансов) являются молитвенниками за нас перед Богом?
Прославленные Церковью новомученики есть великие за нас молитвенники перед Богом, ибо, как и в древности, они продолжали апостольское дело, свидетельствуя о Христе, в этой жизни непрестанно делали выбор между земными ценностями с их благополучием, внешним спокойствием, сытостью и Христом. Сколько переживаний, вероятно, было у священномученика Владимира (Проферансова), когда он слушал предложение могущественных и власть имущих безбожников, предлагавших ему стать предателем и угрожавших, в случае неприятия их предложений, разными бедствиями и карами. Но, исповедуя Христа, священномученик Владимир отринул предложение стать предателем и последовал за Христом, а это значил тогда, что и в далекую ссылку. Когда он вернулся из ссылки, изнемогая от лишений и больным, безбожники надеялись, что испытания поколебали его веру, снова предложили ему стать предателем. Но и на этот раз он отказался. А ведь исповедничество для священномученика Владимира означало тогда лишение дома и семьи, к которой он мог приходить только тайно ночью, не задерживаясь более, чем на сутки. Бывали случаи, когда тот или иной исповедник не выдерживал этого подвига до конца, колебался умом и сердцем в вере и перед наступлением последних мучительных страданий оступался и падал. Священномученик Владимир прошел свой подвиг до конца, был в 1937 году арестован, прошел сквозь конвейер мучительного следствия и 15 декабря 1937 года был расстрелян. В этом году исполняется 70 лет, как он молится за нас, и особенно за прихожан храма, в котором он служил и который любил. Мы его жизнь знаем по основным вехам его исповеднического пути, но она складывалась из многих часов, дней и месяцев, где было много распутий, и на каждом исповеднику пришлось выбирать - идти ли ко Христу или на страну далече. Священномученик Владимир выбрал Христа, и это образец для нас, и если мы хотим сами идти по тому же спасительному пути, то значит он и успешный молитвенник за нас.
Вы, как исследователь и составитель житий новомучеников, как думаете, сколько еще тех мучеников, о которых мы не знаем?
Я думаю, что такого рода знания, то есть знания того, о чем ведает только Господь, могут быть открыты только в том случае, если у человека в них есть насущная нужда. Но у современного человека, небо над которым украсилось почти двумя тысячами ярко сияющих звезд - нашими мучениками, опыт которых он до сих пор не может освоить, молитва которая не поднимается пламенно из его сердца, как бы должно, ибо оно погружено в суетную современную жизнь, вряд ли в таких знаниях есть большая необходимость. Что взыскивать неизвестного, когда мы не просим о помощи, в которой нуждаемся, тех, кто столь близко находится от нас и по времени и по родству, - новомучеников.
Чем мы, обычные люди, можем прославить в своей жизни подвиг новомучеников, если их уже прославил Сам Господь?
Мученика мы можем прославить исполнением заповедей Христовых, уподоблением своей жизни - жизни мучеников и подвижников, ибо в этом уподоблении и своем стремлении к спасению мы и прославляем подвиг исповедников, ибо говорим тем самым, что свидетельства их и наше о Христе одно.
Вы, отец Дамаскин, много лет изучая подробности жизни и подвига новомучеников, можно сказать, живете их временем, мировоззрением, бытом, мыслями и т. д. Насколько мы, современные христиане, отличаемся, если такое отличие есть, от людей, ставших мучениками 70 лет назад?
Старшее, но еще живущее поколение, сознательно, как христиане, жившее в эпоху гонений, может сказать, что ему исторически и психологически близок опыт новомучеников. Но поколения, вырастающие после законодательной отмены государством гонений на Церковь, с трудом, вероятно, будут воспринимать опыт новомучеников, которые им будут казаться какими-то древними святыми. Если есть задача у современного христианина в этой области, то она, вероятно, заключается в том, чтобы хоть как-то зацепиться за духовный опыт нашей Церкви, осознать свое единство с нею и, опираясь на пережитый и умом, и сердцем опыт новомучеников, не стать отторгнутым от церковного тела атомом, живущим по предрассудкам современного времени и утерявшим способность к различению добра и зла в современном мире.
Вопросы задавал о. Алексей Казанчев
Приходской журнал «Лучники». 2007 г.
Храм св. вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках.
Сайт храмаФотографии взяты с сайта храма.