в детстве мне второй майский праздник нравился - во-первых, из мск показывали парад - не этим ли поражают всех младенцев мужского пола (куда круче демонстрации, в которой тупо много народа топало по улице - не на что и посмотреть), во-вторых, это было про войну и про то как наши победили ненаших - опять же мальчикам, играющим за гаражами в войнушку, это очень понятно. потом случилась переоценка ценностей, на фоне которой просто все старые праздники поблёкли, а некоторые даже приобрели новые странные оттенки (двоящаяся дата вооружёного перевоворота, празднуемая совсем нереволюционной страной - совок таким уже в конце 60-х был, гендерный праздник с ненужной революционно-феминистской окраской, и просто не пойми чего в честь чего с демонстрацией - лоскутов с монстрацией, чтобы потом было чего де-монстрировать, очень в тему пришёлся). ну, а потом и вовсе пошёл возраст гражданской, так сказать, сознательности. чего празднуем? кто? почему??
*
для кого-то это часть семейной истории. не для меня. я ни одного деда живьём не видал. про одного вообще ничего не знаю. про другого - что он всегда пил и всегда был при этом начальником, а затем повесился в 50 с чем-то лет в приступе белой горячки. от одной бабки вестей вообще никаких, от второй - воспоминания о пережитом благодаря прадеду-рыбаку голоде 22-го и глухой молчок про сороковые годы, возможно, из-за умершего в 42-м маминого старшего брата. и, как подозреваю, далеко не я один такой в стране неполных семей и безотцовщины.
А теперь давайте думать, что же значит это размахивание вперемешку имперскими ("власовскими") и совесткими флагами, а также георгиевскими пельменями в обществе с процентом живых ветеранов, стремящимся к нулю, людьми, имеющими крайне хлипкие права на ленты полных кавалеров ордена Св.Георгия, с семейными историями, которые далеко не всегда включают в себя кристальных героев и часто вообще имеют очень небольшое отношение к событиям около сорок пятого года. до какого-то времени можно было всё списывать на потребность в хоть какой-то позитивной идентификации и объединяющем большинство сравнительно нейтральном событии. но сейчас на фоне украинских событий видно, что это такое. небывалый подъём массового энтузиазма сложно не связать со слегка завуалированными, но всем очевидными агрессивными действиями в отношении неправильного соседа. тут и радость от взятия Берлина перестаёт выглядеть такой уж бескорыстной - то, что мы [хотя обоснованность этого мы в большинстве конкретных частных случаев весьма сомнительна] мир от какой-то там чумы спасли и то, что "они первые начали" важно лишь во вторую очередь. в первую очередь важно, что МЫ! ИМ! НАВАЛЯЛИ!! потому что МЫ! МОЖЕМ! о, этот прекрасный образ общества-государства как уличного хулигана, внедрённый ещё товарищем Джугашвили. через 23-29 лет качаний маятника очевидно, что это не лечится само собой - тут нужны санитары и осмысленные дозы социальных медикаментов.
затем, конечно, потребность в позитивной самоидентификации. советские люди всегда знали много чего такого, что подрывало эту потребность - от посаженных за так родственников до дружбы с Германией в 39-м. на помощь поверженному в 68-м мифу о самом передовом и справедливом государстве пришёл миф о великой войне: "да, кое-где мы неправы, но зато мы фашизм победили, за что все нам по гроб жизни обязаны должны быть". (в нынешнее время дополнительную злую шутку с советскими людьми под "власовскими" знамёнами сделали мобильность и международный туризм - разъезжая по миру эти люди знакомятся с реальностью, крайне недружелюбной к мифам сродни китайским средневековым представлениям о срединном государстве и варварах. от Таиланда до Индии и Бразилии выпущенные на волю совки осознают эссенциалистскую (как учили в школе) принадлежность к временно разбогатевшему колхозу - городские смотрят свысока, другие колхозники и мировые провинциалы завистливо ждут когда фортуна отвернётся. поездки по миру должны вдохновлять и давать позитивные впечатления, а они раздражают - везде одно и то же говно - говорят совки, хотя объективно им светило тёплое солнце, их недорого и хорошо кормили и т.п. и от такого горя хочется ещё пуще махать имперско-советскими флагами и пить георгиевскую горькую.) отсюда же эта маниакальная потребность называть любого противника "фашистом", даже если сам субъект называния ведёт себя как проклятый гитрел в 38-м. если тебе противостоит "фашист", то всё можно, никаких правил нет - чисто по беспределу, как у нас на районе в 94-м...
Не пить? Да как они смеют! За Великую победу - как не выпить? Вы им скажите: "Будем пить, да ещё как будем! А еще будем герычем ширяться и полтора миллиона своих детей в год убивать":
http://thomas-cranmer.livejournal.com/214361.htmlа всё Куклачёв:
http://brother2.livejournal.com/2503234.html9 мая 945 года, после тяжелых и кровопролитных боёв, воины финно-угорского союза племен Докуаа под верховным командованием шамана Кокколо Великого разгромили превосходящие силы балтийского племени Некюйс:
http://thomas-cranmer.livejournal.com/214171.htmlо новом колорадском тотеме для русских:
http://brother2.livejournal.com/2502177.htmlБаркашов и его друзья донецкие "антифашисты":
http://jeskobra.livejournal.com/1215191.htmlВ идейном отношении эти люди балансируют между неонацизмом и неосталинизмом в духе Сергея Кургиняна и Николая Старикова. Использование георгиевской ленточки придает им, по их мнению, ореол борцов с фашизмом (хотя с точки зрения российского законодательства по борьбе с экстремизмом большинство этих "антифашистов" должно было бы подвергнуться каре).
http://anonymouse.org/cgi-bin/anon-www.cgi/http://grani.ru/opinion/mitrokhin/m.227519.htmlзанавесочная война:
http://flaerty.livejournal.com/430584.htmlотчёт Тымчука:
http://andrei-platonov.livejournal.com/653436.htmlо силе пропаганды:
http://serge-k.livejournal.com/502542.htmlКарнавализация празднования 9 мая в России уже давно отмечена социологами и антропологами:
http://islander-1974.livejournal.com/267011.html * для тех, кто на бронепоезде:
http://en.wikipedia.org/wiki/Heroes_of_Might_and_Magic