Прекрасная Россия, которая была бы, если бы не РСДРП*(Б)

Jul 04, 2020 15:37

Закрутил меня круговорот жизы, коронавирус - коронавирусит, самоизоляция - самоизолирует, а работама работама нада.
Но вот опять свободное время, и как и обещал - про Прекрасную Россию, которой не было.

О том, что «было бы, если бы» есть поговорка про грибы на носу и про бабушку, но унять стремление натягивать сову на глобус весьма сложно. Проблема в том, что кроме известной и малоизвестной истории, ничего другого у нас нет. Все известные факторы и мотивы, сойдясь в одной точке, закончились тем, что мы имеем в истории. Любое допущение «если бы Николай II был мужчина с яйцами» упирается в то, что ему, что с яйцами, что с капустой, и так противостояли люди «с яйцами», и вместо вкатывания «кузена Ники» в грунт, как было в реальности, вышел бы встречный бой яйценосных эскадр, плюс-минус с тем же итогом. А уж отдавать свои симпатии Брусилову или Деникину - это без принципиальной разницы -"обахуже".

Главное отличие того, чем я сейчас займусь, от выращивания на носу грибов в том, что я не собираюсь никому ничего доказывать, убеждать или создавать готовую, приятную взгляду картинку «если бы не РСДРП*(Б)». Я собираюсь взять имеющиеся факты, составить из них грубую и примитивную модель ситуации, и «покрутить так и этак». Насколько получилось в итоге, решать вам, а уж прав я или вообще лев - так доказывать и убеждать я не собираюсь.

Начнем.
Общие тенденции.
Что движет обществом и заставляет его развиваться? Что причина экспансии, в том или ином виде, а так же неизбежного научно-технического прогресса? Желание жрат. Жрат всегда желательно при этом вкусно и обильно. То есть, конечно, плыли за моря и за славой, и за уважухой от своего короля и даже своего Папы, но еще и за тем, чтоб нормально монетизироваться в итоге, и потом жрат. Девяносто процентов великих мореплавателей и прочих экспедиционеров умерли от заболеваний ныне стыдливо именуемых «сопутствующими избыточному весу». Десять процентов оставшихся, правда, умерли от недостатка веса, и по большей части, в местах лишения свободы.

В Европе мало денег, в Европе мало места, в Европе мало еды. И европейцы толпами грузятся на корабли, и отправляются открывать новые континенты. Сразу, скачкообразно развивается корабельное строительство. От простых судов, чертежи которых мало менялись со времен Рима, переходят к каравеллам и галеонам, ну и родственным им судам английской школы. От простого оружия, дающего паритет с европейским, равным технически и численно противником, переходят к оружию, дающему тотальное превосходство над противником массовым, но плохо вооруженным. «У нас есть Максим, у них его нет»(С). Все это служит приводом прогресса, и корабли из железа с паровыми двигателями первым грузом берут не пассажиров, а пушки. И ходят не в круизы, а за колониальным товаром. Технологический разрыв «метрополия - колония» приводит к развитию средств производства и росту разнообразия товарного спроса. Меняются потребности, меняется общество, происходят управленческие революции, дворцовые и уличные перевороты и смены власть держащих.
И это - общая тенденция Западного Мира.

Русь-Россия.
Купечество.
Первый аспект модели - экономический. Русь вышла из Новгорода. Олигархическое купеческое государство, с «вечевой» системой определения политического курса, опирающееся на военную элиту, но движимое элитой торговой слилось с практически «чистой» норманнской доктриной. Получившаяся конструкция, в которой под защитой Рюрика купцы богатели, а Рюрик, опираясь на них, строил свой маленький классический феод, просуществовала пару десятков лет. Стоило Рюрику умереть, Олег тут же попадает под власть купцов, и вся военная мощь Руси направляется на расчистку торгового пути «из варяг в греки». Возникает два центра - торговый и военный. Новгород, держащий всю экономику в руках, и Киев, а после - Владимир, управляющий государством и армией.
Через много лет к двуглавой системе придут США - экономическая столица Нью-Йорк и военно-административный Вашингтон. Но на Руси, в России все закончилось после столетий конфликта. Москва, став военно-административным центром, переселит под угрозой уничтожения новгородское купечество к себе, поглотив лояльную ему военную элиту. И еще на несколько столетий станет административным, военным и торговым центром государства. До Петербурга. С его возникновением появится «старая купеческая Москва», тяжкий противовес «новой» торговой элите, собравшейся вокруг Императора.
Примирят этот конфликт как раз деятели РСДРП*(Б), незатейливо постреляв из наганов и тех и этих.

Постулат Первый. Россия в своей истории и развитии была преимущественно торговым государством, в котором основные цели и задачи определяло купечество, торговая элита.

Государственное устройство зиждется на трех столпах. Первый - крестьянство или рабочий люд. Он производит материальные блага и жрат, огромный такой желудок, из всего попавшего делающий питание государству. Второй - купечество или торговый люд. Он распределяет материальные блага и жрат по всему государству, кровеносная система и прочий ливер, по сути своей. И третий - суть служилые, или люд военный, который собственно, руки-ноги-голова, и который тупо потребляет жрат и блага, а взамен бьет в самую душу больно всем, кто наносит ущерб первому и второму.
И если крестьянство, за рядом прав и свобод от европейского отличалось мало, ну, разве что сдохнуть уж совсем зазря под забором свободы не давали, чтоб не было ущербу государству, то купечество и служилый люд от европейского отличались разительно.
Купечество было только внутренним. Внешней экспансии, за границы государства оно не осуществляло. И земеля мой Афонька Никитин, что теперь через Волгу гордо смотрит на то место, где были «доски», рассадник кустового секса и поножовщины в городском саду, это единичный и очень редкий случай, если сравнивать с купечеством европейским.
Почему не русские купцы ехали с товаром в Геную, а сами генуэзцы добирались до Крыма, а то и до Москвы, чтобы там торговать с русскими купцами? Да нужды не было. Страна большая, добра много, народу тоже. В Генуе торговых семей было примерно столько же, сколько и на Руси.

Постулат Второй. Российское купечество, представляя собой главный движитель государства, не имело экспансионистских целей и задач, имея достаточно емкие внутренние и внешние рынки, обеспеченные мировой торговой сетью, в том виде, в каком она существовала в тот период.

Товарный обмен vs Монетизация.
Военная элита, служилый люд, были представлены, как и в Европе, крупными и средними земельными собственниками. Но, в отличие от Европы, высокой монетизации хозяйства не было. Европейский «князь» сдавал всю землю в аренды, уезжал в город, получал в городе чистую монету от арендаторов, и на нее покупал на рынке, не сам, конечно, мясо и хлеб, вполне возможно, выращенный на его же земле. Российский князь получал все необходимое из своей вотчины, а излишки продавал. И таким образом, крупными торговцами, составлявшими не конкуренцию, а скорее партнерство с крупным же купечеством, являлась вся верхушка военной элиты государства, а средний служилый люд так же заключал альянсы со средним людом торговым.

Постулат Третий. Российская управленческая элита была не элитой военной, как европейская, а военно-торговой, и цели и задачи государства видела в том же, в чем и купечество.

Все революции управления в России - Иван IV, Софья и В.В. Голицин, Пётр и Б.А. Голицын, стремились к одному - оторвать военную элиту от земли. Военную «прослойку» сделать только и исключительно военной, с высокой монетизацией хозяйственной деятельности взамен товарного самообеспечения. Подчинить её государственной власти и государственным целям, лишив целей купечества.
Ни разу эта попытка не имела долговременных результатов - через поколение-два новоявленная военная элита обрастала землицей с флигельками и пристройками, в одной из которых обязательно был курятник, и органично сливалась с элитой старой.

Здесь необходима ремарка - может возникнуть впечатление, что у меня есть некоторый негатив к купечеству как таковому, к российскому купечеству и дворянству и вообще «Неторопливая Дремотная Россия»(С)(ТМ) и прочее западничество в духе - «Вот они-то ого, угу и уруру, и даже Америга Весьпучий что-то там открыл, до чего Колумп не доплыл, а мы-то сееелоооо». Нет. Именно это - вот такой «строй» русского дворянства обеспечил эффективное освоение огромных территорий. Каждый русский дворянин с детства, с отцовского поместья или вотчины, учился администрированию хозяйства. Военное образование было «вторым высшим». Страна имела огромный запас администраторов разного уровня, и могла «переварить», не испытывая проблем любую присоединенную территорию, где достаточно быстро устанавливалось «русское хозяйство». Кстати, отличным примером являются в экономическом плане территории, где устанавливалось «русское хозяйство» через русских администраторов, и территории где оставалась «местная» власть. Типа вечно нищей Грузии и других «этнических княжеств», не наладивших эффективного хозяйства даже при СССР, в отсутствие традиции русского хозяйствования.

Россия в кильватере прогресса.
Технологический и культурный прогресс нам современный, есть плод достаточно бедной по культуре норманнской цивилизации. Экспансионизм с колониализмом, неизбежные для этой цивилизации в существующих условиях - бессмысленны и бездуховны.
Технологии стали слугами экспансии и служили только её обеспечению, закономерно становясь «вещью в себе».
В России они были не нужны. Богатство, а Россия, по сравнению с Европой была государством богатым - тут и подушное потребление в сравнении, по группам населения, и годовая добыча ресурсов, а так же продажа, устоявшиеся традиции транспортного сообщения по «двухсезонью» - по воде и по снегу, отсутствие необходимости в «быстрой» доставке товара, венцом которой являются «чайные гонки», куда более простые потребности, как пищевые, так и вещевые, у всех слоев населения, делали технологический прогресс в европейском понимании не нужным.

Постулат Четвертый. Россия, в силу сложившихся условий была страной консервативной во всех отношениях и имела минимум собственных мотивов к развитию и экспансии.

Весь технологический прогресс был «заемным», покупным. И можно сколько угодно восхищаться «цветами разума», пытливым умом и яростным стремлением к звездам уникальных одиночек, составляющих могучую армию русских ученых и инженеров, но они были только и исключительно одиночками. Фултон и Стивенсон нашли покупателя на их рисковый товарец, и паровоз с пароходом из диковинок за десять лет стали необходимой частью европейской жизни. Самобеглые повозки Кулибина, Черепанова, Шамшуренкова были просто не нужны. Нет спонсора, готового поверить в то, что вот это раскаленное-пердяще-пыхтящее и отвратно скрипящее действительно будет перевозить сто пудов за сто верст за десять часов - нет паровоза. А в российском обществе таковых спонсоров не могло найтись.
Наука и техника были делом государственным, а значит - не интересным большинству дворянства и купечества.
В конце XIX века, в России начало формироваться «прогрессивное», не консервативное купечество, вид "мануфакторщиков", заинтересованное в научно-техническом прогрессе, но это не было системным явлением, более того эти единичные деятели сталкивались сразу с тремя проблемами - давлением конкурентов, включая административное, отсутствием внешнего рынка для «товара высокой технологии», и недостатком инвестиций. Частный капитал в России был огромен, в совокупной массе, не уступая европейскому, а если брать по эквиваленту материальных ценностей - то и превосходя, но он был распределен среди множества частных собственников, не склонных к ассоциации или совместным проектам.

«Теорию», достаточную для моделирования я раскрыл и развернул.
Перечислим постулаты, из которых и состоит модель.

Россия в своей истории и развитии была преимущественно торговым государством, в котором основные цели и задачи определяло купечество, торговая элита.
Российское купечество, представляя собой главный движитель государства, не имело экспансионистских целей и задач, имея достаточно емкие внутренние и внешние рынки, обеспеченные мировой торговой сетью, в том виде, в каком она существовала в тот период.
Российская управленческая элита была не элитой военной, как европейская, а военно-торговой, и цели и задачи государства видела в том же, в чем и купечество.
Россия, в силу сложившихся условий была страной консервативной во всех отношениях и имела минимум собственных мотивов к развитию и экспансии, что обуславливало научно-техническое отставание, как следствие основной хозяйственной доктрины.

И вот с этим всем Россия «въехала» в новый век, с новыми вызовами и общемировым конфликтом между рабочим классом, уже получившим образование, достаточное для освоения технической профессии, но не получившим доступа к высшему образованию, мелким чиновником-не дворянином, получившим доступ к высшему образованию, но не имеющим привилегий, скачком технологического прогресса, появлением ИТР, и прочими идеями свободы, равенства и братства.

То есть, Россия представляла собой богатую страну, с научным потенциалом, оплаченным государством, с частным капиталом, не заинтересованным в долговременных инвестициях или развитии, и не имеющим мотива для финансирования технологического прогресса.

А теперь возьмем машину времени, пару подготовленных специалистов и пару систем Борхардт-Люгер, так же известных как Parabellum и P08, ну и запасных магазинов к каждому, и «заменим» Николая Александровича номерного-последнего со чадами и домочадцами, а так же рядом неприятных персонажей… на Кирилла Владимировича, допустим. Довесим к императору Кириллу I Романову Брусилова и Юденича от армии, Юсупова. от высшего света, Морозова от промышленников… В общем, всю красноленточную сволочь в одну корзинку, из которой они в феврале 1917 и расползлись. Но ДО февраля.

Что будет? Реакция. И сведение счетов с противниками. Государственную Думу просто покрошат из пулеметов «брусиловцы», параллельно по дворцам пройдутся ребятишки с наганами, нет, никаких революционных матросов, только цвет общества, а так - те же выстрелы с небольшого расстояния, разве что без оголтелого грабежа - смысл грабить-то если всё вокруг уже твое?
А дальше начнется «гонка за ушедшим поездом», да такая, что не только Юзовка, поселок имени концессионера мистера Юза, совсем не «Морозовские казармы», но тоже закрытый рабочий компаунд, но и советский колхоз, покажутся детским лагерем летнего отдыха.
И всё это при наличии той же косной массы торговой элиты, которую всё устраивает. Которая сидит на мешках с деньгами, но лучше будет вместе с Юсуповым жрать червонцы в сметане, чем потратит хоть рубль на личные проекты Сикорского, за пределами работы на государство испытывавшего вечный недостаток средств.

И у прекраснодушного князя Кирилла, осознающего техническое отставание России, на фоне коррупции и этого самого «мертвого» капитала, лежащего по закуткам, будет два варианта найти деньги - или продавать Россию по кусочкам, или устроить немножко кровавого контрреволюционного террора с поголовным расстрелом и конфискацией.
При этом, преследование будет вестись и по политическим убеждениям и взглядам, и в итоге будет то же самое бегство «мозгов» из России, что произошло в реальности. Поскольку ценность ученого - в голове, а когда её могут прострелить за не то и не тому сказанное - так лучше как-то быть подальше от таких мест.
Ну, к 1925 году всё как-то устаканится, к 1933 закончатся сведения счетов между победителями, и вот тут, оно всё и взорвется. Поскольку народным массам, которые не получили ни достойных условий труда, ни доступа к высшему образованию, ни защиты прав, а получили тройную порцию столыпинских галстуков и вагонов, ну, кого просто не постреляли, все эти первертоцы будут сильно поперек горла. И под какими лозунгами будет вот этот русский бунт, бессмысленно-беспощадный, ибо задрали уже, сказать сложно. Веймарскую республику с последующими процессами никто же не отменял.
Как и интересы западного капитала получить приятный, в смысле бесплатности доступ, к российским богатствам.

Дело в том, что СССР в своем возникновении был уникален как раз потому, что все традиции хозяйствования, четыре Постулата, были уничтожены вместе с носителями, при этом, победители аккумулировали в своем владении огромные денежные средства, и согласно своей доктрины, мировая война, не меньше, нуждались и остро нуждались в быстром технологическом развитии подкрепленном развитием инженерной инфраструктуры. Царская Россия, совсем не прекрасная и так, была скована доктриной, имевшей логикой не промышленника даже, а купца. Огромные инвестиции, с тем, чтобы получать потом полста лет какие-то мизерные прибыли, по сравнению с инвестициями? Когда можно купить пшеницу у крестьян недорого, подержать три года и продать через Одессу как цена будет? Зачем?
Без избавления от этой доктрины, все достижения, сделанные СССР были не возможны. Прежде всего потому, что для них не было побудительного мотива. Цели, скажем так.
А одно государство, в условиях лютейшей коррупции и краж бюджета, имевших в том обществе, в том числе и в силу доктрины, масштабы огромнейшие, вытянуть всё это не смогло бы и по отсутствию мотивации, и по отсутствию финансов.

Что-то интересное, да, могло бы быть, если бы или а) у Александра был сын не Николай, то есть, вся политика от начала правления была бы качественно иной, б) февральский переворот был результатом действия одной, сплоченной радикальной группы, а не коллективным шаляй-валяем, с последующей грызней. И, было бы это в любом случае после 1925-1930 года. Хотя проблемы западной экспансии за российским богатством все равно остались бы. Как и угроза революции, инспирированной извне. Но - никаких зацепок, что было бы при сломе доктрины "сверху" нет вообще. Поэтому прогнозировать или моделировать не выйдет. Выйдет только мечтать.

Так что, не было бы никакой Прекрасной России, которая была бы если бы не: * Российские Специальные Дерьмократы, Разнообразные Пидорасы (большевики).
Previous post Next post
Up