+
Сначала я наслушалась лекций "Гражданина наблюдателя", начиталась инструкций, собрала всю информацию о том, как проходили выборы на этом участке раньше, и к вечеру 3 марта пришла в состояние "Спасибо, у меня теперь есть паранойя". Идти наблюдать с установкой "сейчас будут фальсифицировать, а потом бить" очень страшно.
Я регистрировалась на "Росвыборах", получила направление от Зюганова. С этим направлением, собранием законов, относящихся к делу (КОАП на участке сперли, кстати), кучей инструкций, дорожной картой, термосом и запасной батарейкой для телефона в 7.30 я прибыла на участок 2300 в Черемушках. Оформилась, отдала требование о выдаче копии протокола, пообщалась с другими наблюдателями, пошла знакомиться с книгами. Списки избирателей были сброшюрованы, как положено, но подписи и печати отсутствовали. "Ну вот, началось", решила я и принялась настаивать на том, чтобы проставили количество сшитых листов, псе подписали и опечатали. На участок потянулись первые избиратели, а мы еще не опечатали урны. Проверили списки - никаких пометок, ничего лишнего. Можно начинать.
Постепенно пошли люди, утром, в основном пенсионеры. Потянулись люди с открепительными. Моя паранойя взбодрилась, и я принялась их считать. Шесть за полчаса. Подозрительно. С соседнего участка приносят информацию, что там по открепительным прошло уже чуть ли не 90 человек. А тут и
![](http://www.livejournal.com/img/userinfo.gif)
Ленка пишет "Мы ботанули карусель". Даже, знаете, завидно стало, везде что-то происходит, а у нас тишина. Пришел международный наблюдатель, помахал серым паспортом, ушел. Потом пришел наблюдатель из Хогвартса ЦИКа, понюхал, ушел. Потом пришел неопрятный кандидат в депутаты, принялся выступать, его прогнали.
В 10 объявили, что через полчаса отправляется урна для выездного голосования, и двое наблюдателей должны пойти. "Агаааа!!! - сказала моя паранойя, нам же говорили, что они будут под любым предлогом устранять наблюдателей с участка, а сами вбрасывать!" Кстати, коллеги-наблюдатели сказали, что тех, кто вбрасывает на участках, называют баскетболистами.
ОФФ: кстати, о языке. Узнала вчера два слова (вернее два варианта одного слова), после чего моя жизнь уже никогда не будет прежней. Это: "бюлютни" и "бюлютеня" (это множественное число).
Короче, на выездное отправилась я и еще наблюдатель от муниципального кандидата, Дима. В первой квартире нам очень долго не открывали, потом выползло что-то сонное и со словами "да-да, у нас бабушка неходячая" проводило нас в комнату, где прогуливалась неходячая бабушка в рваной ночнушке. "Она у нас писать не умеет!" - сказал мужчина, видимо, родственник, и заполнил за бабушку заявление. Потом она посмотрела в список кандидатов в президенты, и со словами "Эээх, последние в моей жизни выборы, проголосую последний раз, где там мой любимый Жириновский?" лихо нарисовала галочку. "А жить нам..." - подумало циничное говно, то есть я.
Обошли 16 человек за 2,5 часа. В двух квартирах люди не проживают. Это показалось мне странным, потому что, вроде бы, люди лично заполняют заявление о голосовании на дому. Возвращаемся. Требую заявления. Мне приносят список пенсионеров, напечатанный на бланке органов соцзащиты, и пачку заявлений от разных людей, заполненных одной рукой, без паспортных данных и подписей. Звоню на горячую линию "Гражданина наблюдателя", очень долго жду, пытаюсь задержать вторую урну, которая тоже едет по адресам без личных заявлений. В "Наблюдателе" советуют писать жалобу. Пишем, параллельно общаемся с женщиной из соцзащиты, которая и предоставляла списки. Она говорит следующее "Мы обзваниваем всех, кто находится в ГРУППЕ РИСКА ПО ВОЗРАСТУ, то есть (внимание, друзья мои), кому исполнилось ШЕСТЬДЕСЯТ лет (тут я офигела) и предлагаем проголосовать на дому". Началось разбирательство, мы написали жалобу. В какой-то момент появился представитель ТИК, который сказал, что действия собеса незаконны, и что "К сожалению, придется поступить по закону, то есть признать всю урну недействительной". Это "к сожалению, придется поступить по закону" он сказал таким голосом, как будто по закону за это полагается расстрелять. Те, кто поехал со второй урной, собрали со всех голосовавших заявления. Третью урну тоже пришлось признать недействительной, не хватило одной подписи на одном заявлении.
Наблюдатели считают проголосовавших, разница между официальной сводкой и нашей колеблется от 100 до 300 человек, мы начинаем подозревать, что готовится вброс и усиливаем бдительность. Но 20.00 уж близится, а вброса все нет, и мы тоскуем.
Около 6 приехала
![](http://www.livejournal.com/img/userinfo.gif)
Богиня с семейством, напоила меня кофе, покормила, поменяла памперс батарейку в телефоне и помчала дальше каруселить, окормляяя наблюдателей.
Ребятам скидывают фамилии карусельщиков, голосовавших по открепительным на соседнем участке. Мы запрашиваем у комиссии фамилии тех, кто голосовал по открепительным у нас, встречаем яростное сопротивление. Мотивируют тем, что это персональные данные, даже фамилия. Опять звоню в наблюдатель, там советуют писать жалобу в прокуратуру. После слова "прокуратура", нам не только показывают, но и дают сфотографировать. Мы предусмотрительно закрываем все паспортные данные листом бумаги, переснимаем, сравниваем - у нас карусельщиков нет.
В 19.59 вваливается последний избиратель, даем ему проголосовать, закрываем участок. Начинается подсчет и погашение неиспользованных бюллетеней, потом стали считать по книгам, потерялся один избиратель. Пересчитали книги еще раз. И еще раз. Через два часа распечатали погашенные бюллетени, и все это стало напоминать фильм "Гараж". Нашли ошибку, стали опять сверять цифры.
Тут хочу выразить уважение наблюдателям, которые активно помогали считать и искать ошибки, если бы не они, мы бы вообще оттуда не вышли. И протокола бы не посчитали. Фраза дня, рожденная ребятами, которую мне, филологу, осмыслить не дано: "Чтобы суммировать правильно, надо сложить то, что мы вычли".
Короче говоря, когда на Манежной замироточил ботокс, мы еще не вскрывали урны. И результатов по нашему участку не знали. А результаты были такие: УИК 2300: всего 1332, путин - 493, Зюганов - 361, Прохоров - 359, Жириновский - 60, Миронов - 59. То есть, ни о каких 64% речи не шло и близко. Примерно 37%, посчитали ребята. И это правда.
Протоколы готовились больше часа, после двух ночи я уже потеряла ориентацию во времени. В 3:22 я расписалась за получение протокола в реестре. Итого на участке - 21 час. Это был очень полезный опыт. И на нашем участке были по-настоящему честные выборы. И в моей небольшой голове не умещается то количество цинизма и наглости, которое есть у этого человека, который плакал вчера от счастья, наебав всю страну. Хотя это и наебкой назвать сложно, потому что объективные 40 с небольшим процентов превратились в 60 не только открыто, но и развязно, с удовольствием и самолюбованием. Людей невероятно перло от того, что они только что сделали со страной. Вот уж точно где была совесть, там хуй вырос. Гадко.