ФОКУСник - тот, кто управляет фокусом вашего внимания :)
Дэниел Саймонс. Кристофер Шабри. "Невидимая горилла, или История о том, как обманчива наша интуиция".
Мы не видим то, на что смотрим. Мы помним то, чего не было, и не помним то, что было. Мы принимаем уверенность в знании за глубокие и истинные знания. Мы убеждены, что одно вытекает из другого, хотя и то и другое просто происходит одновременно. Мы верим в безграничность наших способностей и в то, что развить их можно практически без усилий, хотя факты говорят о необходимости упорной работы над собой.
Все это и есть наши повседневные иллюзии. Мы слишком полагаемся на здравый смысл и интуицию, хотя в действительности они часто подводят нас.
кандидат психологических Игорь Уточкин, заведующий лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, открывший феномен «мертвой зоны внимания», когда человек не замечает, казалось бы, очевидных изменений в непосредственной близости от более интересного объекта.
[...]
Вообще, мое открытие «мертвой зоны» - случайность. Я заинтересовался родственными явлениями слепоты к изменению и слепоты по невниманию, которые были открыты довольно давно, но всерьез их стали изучать только в середине девяностых.
Слепота по невниманию - это неспособность заметить ясно различимый объект или событие в момент, когда ваше внимание занято какими-то другими объектами и событиями. Самый известный, ушедший из научной сферы в поп-культуру пример слепоты по невниманию - это «невидимая горилла». Этот эксперимент проводили Дэниел Саймон и Кристофер Шабри. Они показывали ролик, где две команды, в белых и в черных майках, играли в мяч, и испытуемых просили посчитать количество бросков мяча. Пока шел подсчет, в кадре через толпу играющих людей проходил человек в костюме гориллы. После просмотра ролика у испытуемых сначала уточняли число пасов, а потом аккуратно спрашивали, не заметили ли они чего-то необычного, и, наконец, выходили на вопрос о горилле. От 50 до 75 процентов людей не замечают такую подмену. Когда наше внимание занято какой-то сложной задачей, мы не замечаем того, чего не ожидаем, даже если действие разворачивается прямо на наших глазах. Этот эффект изучают питерские коллеги - в частности, Мария Кувалдина, которая в декабре выступала на питерском Science Slam, в нашей стране, наверное, главный специалист по слепоте по невниманию. Внимание - это необходимое условие осознанной оценки действительности, чтобы смотреть, запоминать и понимать, что происходит.
Слепота к изменениям - это смежный феномен: неспособность человека заметить изменение с ясно различимым объектом, которое возникает в условиях краткого прерывания восприятия. Если вы моргнули или на секунду отвели взор и в этот момент что-то изменилось - вы можете ничего не заметить. Слепоту к изменениям, в свою очередь, иллюстрирует знаменитый «дверной эксперимент» Саймона и Левина, The Door Study, проведенный в кампусе Гарвардского университета: один из психологов подходил к прохожим c картой и просил показать ему. Примерно через полминуты разговора между собеседниками проносили дверь, которая закрывала их друг от друга. В этот момент экспериментатор менялся местами с одним из рабочих, несших дверь. Около 50 процентов невольных участников эксперимента не заметили подмены. Когда различия между двумя экспериментаторами делали более очевидными - например, один был в желтой строительной каске, а партнер, занимающий его место, в красной, - оказалось, что люди не замечают даже такие яркие изменения. Они могли описать внешность человека, который подошел к ним изначально, но не замечали подмены после того, как выносили дверь.
[...]
Метафора «мертвой зоны» у автомобилистов, как мне кажется, довольно точно отражает когнитивный феномен, о котором мы говорим. Когда вы ведете автомобиль, у вас есть три зоны интереса. Первая - прямо перед собой, она занимает большую часть вашего внимания. Ее можно уподобить центру интереса, когда вы рассматриваете какую-то сцену и отмечаете на ней для себя самый важный объект для понимания происходящего. Также у вас есть зеркала заднего вида, в которые вы смотрите изредка, когда нужно совершить маневр. Это похоже на область периферического интереса, куда попадают объекты, которые присутствуют в сцене, но не являются самыми главными, и вы можете мимоходом обратить на них внимание. И есть «мертвая зона» в промежутке между тем, что вы видите за лобовым стеклом и в зеркалах заднего вида. То, что происходит в ней, вы можете увидеть, только если начнете активно крутить головой или специально поворачиваться. Это аналог «мертвой зоны внимания». Вероятность обратить внимание на нее меньше всего, если только вы специально не сосредоточитесь на ней и не начнете следить за изменениями.
[...]
Управлять «мертвой зоной внимания» очень сложно. Единственный эффективный способ - специально показывать человеку, куда он должен смотреть, чтобы увидеть какое-то важное событие. Тогда «мертвая зона внимания» становится центром интереса, и мы начинаем видеть все очень эффективно. В этом смысле мое сознание работает так же, как у других людей. Иногда я спонтанно ловлю себя на мысли, что долго не замечал потерянный предмет, находившийся рядом с другим, более интересным объектом, который произвольно или непроизвольно захватывал мое внимание. Только после нескольких безуспешных попыток, когда я несколько раз возвращаюсь к одним и тем же местам, я вдруг обнаруживаю его.
[...]
Можно ли этот эффект «мертвой зоны внимания» использовать для разного рода манипуляций? Например, нарочито демонстрировать акцентированную зону во время театральных постановок, в кино?
Использовать «мертвую зону внимания» с целью манипуляции можно почти наверняка. Я подозреваю, что на интуитивном уровне этот эффект известен фокусникам, мошенникам, уличным воришкам, искусство которых заключается в ловкости рук и умении отвлекать внимание. Многие манипуляции совершаются, когда внимание человека уводят от того, что ему кажется главным.
(Как заметить «невидимую гориллу»)
Психолог Игорь Уточкин рассказал «Ленте.ру» об особенностях восприятия изменений.