Лоуренс (не совсем :) ) Аравийский

Jan 12, 2025 21:27



про персонажа (так красивенько показанного в англоязычном синематографе я уж писал [лет пять тому назад]:

Он после триумфального вхождения в Дамаск своим боевым арабским товарищам про Деларацию Бальфура - рассказывал? :)
Вряд ли :) .
Допускаю, что он и сам про неё не знал. Чин мелковат …
Но ведь и Бальфур, кажется, благовествовать арабским с и т у а ц и о н н ы м (против Турции) союзникам про свою декларацию тоже не спешил :) .
Однако незнание арабам не помогло.
Земля из под ног ушла …
https://waspono.livejournal.com/1569417.html

Реальность (как это бывает нередко применительно к англоговорящим спецслужбам) оказалась прозаичнее. И подлей.
Не просто знал, но и прямо поучаствовал в реализации (я про декларацию Бальфура).
Только кино про эти похождения настоящего британского джентельмена (и всех его подельников), кажется, забыли ( :) :) ) снять …

Поражение Османской империи британским империализмом в Первой мировой войне привело к возникновению трех отдельных властей на Аравийском полуострове: Шарифа Хиджаза, Хусейна бин Али (на западе), Ибн Рашида Хаила (на севере) и Эмира Ибн Сауд из Неджда (восток) и его фанатичные религиозные сторонники ваххабиты.
Ибн Сауд вступил в войну рано, в январе 1915 года, на стороне Великобритании, но вскоре потерпел поражение, а его британский приспешник Уильям Шекспир был убит союзником Османской империи Ибн Рашидом. Это поражение сильно подорвало полезность Ибн Сауда для империи и привело к ослаблению последней в военном отношении на год. Именно Шариф внес наибольший вклад в разгром Османской империи, перейдя на другую сторону и возглавив так называемое «арабское восстание» в июне 1916 года, которое устранило турецкое присутствие в Аравии. Его убедили изменить свою присягу после того, как британский верховный комиссар в Египте убедил его посредством переписки с Генри МакМахоном, что после поражения турок будет создана единая арабская страна от сектора Газа до Персидского залива. Письма, которыми обменялись Шариф Хусейн и Генри МакМахон, называются перепиской МакМахона-Хусейна.
С момента окончания войны было вполне естественно, что Шариф ожидал, что британцы будут соблюдать свои обязательства или, по крайней мере, то, что он считал своими обязательствами, как это выражено в переписке ниже, упомянутой выше. Со своей стороны, британцы хотели, чтобы Шариф принял новую реальность империи, которая привела к разделу арабского мира между ними и французами (соглашение Сайкса-Пико) и реализации Декларации Бальфура, которая гарантировала «нацию для еврейского народа» в Палестине, что будет достигнуто путем колонизации европейскими евреями. Эта новая реальность и составила содержание договора Англия-Хджаз, составленного британцами, договора, который Шариф категорически отказался подписывать. В конце концов, восстание 1916 года против турок называлось «Арабским восстанием», а не «Восстанием Хиджаза».
Шариф даже подтвердил, что он никогда не оставит Палестину во имя Декларации Бальфура об империи. Он всегда отказывался принять установление сионизма в Палестине или принять новые бессистемные границы, проведенные по всей Аравии британскими и французскими империалистами. Следуя этим позициям, британцы начали обвинять его в «обструкционизме», «неудобстве» и «непокорном» отношении.
Затем британцы ясно дали понять Шарифу, что они без колебаний примут решительные меры, чтобы побудить его признать новую реальность, независимо от услуг, которые он оказал им во время войны. После Каирской конференции в марте 1921 года, когда новый министр по делам колоний Уинстон Черчилль встретился со всеми своими активными силами на Ближнем Востоке, Т.Э.Лоуренс (т.е. Лоуренс Аравийский) был отправлен на встречу с Шарифом, но прежде всего с целью подкупить его и запугать. принять британский сионистский колониальный проект в Палестине. Сначала Лоуренс и империя предложили ему 80 000 рупий, но Шариф сразу же отверг их. Поэтому Лоуренс предложил ему ежегодную выплату в размере 100 000 фунтов стерлингов.4 который Шариф снова отверг, отказавшись продать Палестину британскому сионизму.
Видя, что денежные предложения не приносят ожидаемого результата, Лоуренс пригрозил Шарифу захватом власти Ибн Саудом. Лоуренс утверждал, что «Политическое и военное выживание Хиджаза как независимого и жизнеспособного Хашимитского королевства полностью зависело от политической воли Британии, у которой были средства для защиты и поддержания своего правления в регионе.». Во время переговоров с Шарифом Лоуренс встретился с другими правителями Аравийского полуострова, чтобы сказать им, что, если они не подчинятся британцам и не заключат союз с Шарифом, империя высвободит Ибн Сауда и его ваххабитов.доступный» британцев против них.
В то же время после конференции Черчилль отправился в Иерусалим, где встретился с сыном Шарифа Абдаллой, который был назначен правителем, или «эмиром», новой территории, «Трансиордании». Черчилль сообщил Абдулле, что он должен попытаться убедить “отца принять палестинский мандат и подписать договор на этот счет"без чего"Британцы готовились натравить Ибн Сауда на Хиджаз». Тем временем англичане готовились выпустить Ибн Сауда против правителя Хаила Ибн Рашида.
Ибн Рашид отверг все предложения, которые Британская империя делала ему через Ибн Сауда, чтобы он стал еще одним среди многих ее марионеток. Кроме того, к лету 1920 года Ибн Рашид расширил свою территорию к северу от недавно установленной палестинской границы до границ Ирака. Британцы были обеспокоены возможным союзом между Ибн Рашидом, который контролировал север полуострова, и шерифом, который контролировал Запад. Кроме того, империя стремилась к тому, чтобы сухопутные маршруты между палестинскими портами на Средиземном море и Персидском заливе находились под контролем кого-то, кто был бы к ним благосклонен. На Каирской конференции Черчилль согласился с имперским офицером сэром Перси Коксом, что «Ибн Сауд должен «иметь возможность занять Хаиль»». До конца 1920 года британцы подарили Ибн Сауду «ежемесячный «грант» в размере 10 000 фунтов стерлингов золотом в дополнение к его обычному ежемесячному гранту. Он также получил щедрые поставки оружия: в общей сложности 10 000 карабинов, важные осадные орудия и четыре гаубицы.» с помощью британских и индийских инструкторов. Наконец, в сентябре 1921 года британцы выдвинули Ибн Сауда против Хаиля, который официально капитулировал в ноябре 1921 года. Именно после этой победы британцы предложили Ибн Сауду новый титул, который больше не будет называться «эмиром Неджда и главным племен», а скорее «Султан Неджда и его зависимости». Хаиль был не чем иным, как государством, зависимым от империи султана Неджда.
Империя продолжала питать иллюзию, что Шариф - теперь, когда Ибн Сауд находился на его границах и был вооружен до зубов британцами - смирится с разделом Аравии и предложенным британским колониальным сионизмом, но она быстро разочаровалась. Новый раунд переговоров между его сыном Абдаллой, действовавшим от имени своего отца в Трансиордании, и империей привел к предварительному соглашению, дающему зеленый свет сионизму. Когда Шарифу стало известно о соглашении, оно сопровождалось письмом от его сына с просьбой «принять реальность", он отказался его читать и вместо этого решил составить себе проект договора, в котором отвергал новые разделы Аравии, а также Декларацию Бальфура, и немедленно отправил его в Лондон для ратификации!

С 1919 года британцы постепенно сокращали субсидии Хусейна до такой степени, что в начале 1920-х годов они их урезали. Тем временем они продолжали субсидировать Ибн Сауда. После трех новых раундов переговоров в Аммане и Лондоне империя обнаружила, что Хусейн никогда не уступит Палестину Великобритании и ее сионистскому проекту и не примет новые разделы арабских земель. В марте 1923 года британцы сообщили Ибн Сауду о прекращении для него субсидий, но не без прямого предоставления ему «гранта» в размере 50 000 фунтов стерлингов, эквивалента ежегодной субсидии.
В марте 1924 года, через год после того, как британцы предоставили Ибн Сауду «грант», империя объявила, что прекратила все переговоры с Шарифом Хусейном, зная, что они не достигнут соглашения. Через несколько недель силы Ибн Сауда и его последователей-ваххабитов начали наносить, по словам британского министра иностранных дел лорда Керзона, то, что должно было стать «последним ударом» по Шарифу. Шариф Хусейн напал на территорию Хиджаза. Затем империя обратилась к сыновьям Шарифа, которым она даровала королевства в Ираке и Трансиордании, с просьбой не оказывать никакой помощи их осаждённому отцу или, говоря дипломатическим языком, не «поощрять вмешательство в дела Хиджаза». В Таифе ваххабиты Ибн Сауда устроили свои обычные массовые убийства, убивая женщин и детей и посещая мечети, чтобы убить традиционных исламских ученых. В середине октября 1924 года они захватили самое святое место ислама - Мекку. Шариф Хусейн был вынужден отречься от престола и отправился в изгнание в порт Акаба в Хиджазе. На посту монарха ему наследовал его сын Али, который сделал Хиджаз своей правительственной базой. Пока Ибн Сауд готовился осадить остальную часть Хиджази, британцы приступили к включению северного порта Хиджаза в состав Трансиордании. Опасаясь, что Шариф Хусейн будет использовать Акабу в качестве объединяющей базы арабов против империи Ибн Сауда, империя недвусмысленно объявила Шарифу, что он должен покинуть Акабу, иначе Ибн Сауд будет штурмовать ее. Со своей стороны, Шариф Хусейн ответил, что он «никогда не признавал мандаты, наложенные на арабские страны, и что он по-прежнему бросает вызов британскому правительству, которое сделало Палестину национальным местом проживания евреев.»
Шариф Хусейн был изгнан из Акабы, того самого порта, который он освободил из рук Османской империи во время «арабского восстания». Он покинул порт 18 июня 1925 года […]
Ибн Сауд начал осаду Джидды в январе 1925 года, а город окончательно сдался в декабре 1925 года, положив конец более чем тысячелетнему правлению потомков Пророка Мухаммеда. Британцы официально признали Ибн Сауда новым королем Хиджаза в феврале 1926 года, и другие европейские державы немедленно последовали их примеру. В 1932 году империя переименовала новое единое ваххабитское государство в «Королевство Саудовская Аравия».Автором нового названия утверждает некий Джордж Рендел, сотрудник ближневосточного управления иностранных дел в Лондоне.
[…]
Короче говоря, одним из наиболее игнорируемых аспектов Декларации Бальфура является обязательство Британской империи «сделать все возможное, чтобы облегчить"создание "национального очага еврейского народа". Очевидно, что многие страны в современном мире были созданы империей, но что отличает границы Саудовской Аравии от других, так это тот факт, что ее северные и северо-восточные границы являются продуктом содействия созданию Израиля империей. По крайней мере, роспуск двух арабских эмиратов Хаиля и Хиджаза ваххабитами Ибн Сауда обусловлен тем, что их лидеры отказались содействовать сионистскому проекту Британской империи в Палестине.

Поэтому ясно, что усилия Британской империи по навязыванию сионизма в Палестине в значительной степени присутствуют в географической ДНК современной Саудовской Аравии.

Сегодня, по иронии судьбы, два самых священных места в исламе управляются саудовским кланом и ваххабитским учением из-за того, что империя закладывала основы сионизма в Палестине в 1920-е годы.
[…]
Нуман Абд аль-Вахид - независимый исследователь йеменского и английского происхождения, специализация которого - политические отношения между британским государством и арабским миром. Ее главный интерес - то, как Великобритания исторически защищала свои политические интересы в арабском мире. Полное собрание его эссе доступно на http://www.churchills-karma.com/

Нуман Абд аль-Вахид
Декларация Бальфура и создание Королевства Саудовская Аравия
https://ru.reseauinternational.net/la-declaration-balfour-et-la-creation-du-royaume-de-larabie-saoudite/

К слову, жутко напоминает ещё одну историю, случившуюся примерно в то же время. Только севернее.
Когда царю-батюшке обещаны были (за войну на стороне Антанты) Проливы с Константинополем, а потом … а потом внезапно-вдруг случился Февральский (1917) переворот … Англо-(и франко-)говорящие confidents русских стали далее считать себя «свободными от обязательств» по причине исчезновения другой стороны в договоре …

Прошлое не исчезает

Previous post Next post
Up