"в других странах на протяжении последних 200 лет также существовали свои аналоги и интерпретации понятия “евразийство”. Эти варианты альтернативного евразийства в прошлом превращались в полноценные политические проекты, причем недружественные России, и есть основания ожидать, что подобный сценарий может повториться и в нынешнем столетии."
Фененко А.В.
Зарубежные альтернативы евразийству как потенциальный вызов для России.
Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. Номер 1 2024, стр. 52-68.
Читать!
Непременно читать!
Автор проделал огромную работу, собрав в (сравнительно) небольшом тексте массу ссылок на учёных и их работы по евразийствАМ (их кроме русского было ещё несколько. Особенно интересно английское евразийство, потому что оно было - п р а к т и ч е с к о е :) . И практика эта была подкреплена немалыми возможностями Британской империи …
Комплекс квазиевразийских идей был сформулирован в Великобритании XVIII - XIX вв. Семилетняя война (1756-1763), положившая начало британскому завоеванию Индостана, пробудила у англичан интерес к Индийской цивилизации. Этому способствовали и расчеты британской элиты: опереться в борьбе с Империей великих моголов на индуистское население, недовольное властью мусульманской элиты.
[…]
В дальнейшем британская колониальная администрация предприняла комплекс мер по “воскрешению” домусульманской Индии (прежде всего, культуры империи Гупт III-VI вв.)
[…]
Британская администрация также сделала ставку на возрождение индуизма в противовес исламу (Hindu revivalism). У истоков этого движения стоял раджа Рам Мохан Рой (1772-1833): он, изучив английский язык, основал в 1828 г. реформистское движение Брахмо самадж (Общество Брахмы). Однако подлинный поворот совершил Даянанда Сарасвати (1824-1883), основавший в 1875 г. индуистское реформаторское движение “Арья самадж” (Общество ариев). Оно акцентировало внимание на возвращении к “истинному ведийскому индуизму”, очищение индуизма от всех влияний, проникших в него из других религий за весь послеведийский период.
Итогом деятельности британской администрации было становление Индии как политического субъекта. 2 августа 1858 г. британский парламент под влиянием восстания сипаев принял Акт о лучшем управлении Индией (Act for the Better Government of India), который передал функции управления от Ост-Индской компании Британской короне.
[…]
Британское квазиевразийство стало, таким образом, культурно-политической моделью, в рамках которой европейская держава европейская держава, Британия, “возрождала” древнеиндийскую культуру, которая почти исчезла, то есть по факту практически воссоздавала заново по своему усмотрению. В дальнейшем данное воскрешенное образование (Британская Индия) обеспечило Великобритании имперский статус. Однако “британское наследство” имело и другую сторону: именно в Британской империи зародилась индоевропеистика - теория наличия у индоевропейских народов общей прародины и общего праязыка. Эти исследования доказывали единство Запада и Востока, то есть в каком-то смысле воплощали мечту российских евразийцев на практике.
Концепты британского квазиевразийства не ушли в прошлое, а вполне успешно исповедуются в рамах Британского Содружества (в настоящее время - Содружества). Последнее постулирует себя как некий единый мир, завязанный на британскую культуру, к которому принадлежат и белые переселенческие страны (Австралия, Канада), и страны Южной Азии (Индия, Пакистан), и даже культуры Океании (маори Новой Зеландии).
Это не был примитивный колониальный грабёж.
Выстраивалась нужная хозяевам империи идентичность.
И вырастающая вокруг неё элита.
В этом случае провозглашение независимости изменило в механизме господства … далеко не всё :) …
PS
Но круг тем в статье заметно больше указанной!
Потому - читайте всю.