"Сегмент" или "Аэропорт" не взят?

Feb 24, 2023 17:02

Русский писатель, но не почвенник, к тому же один из наиболее ярких представителей так называемых сорокалетних, - это привлекло к Проханову внимание определённого сегмента нашей литературы, не вполне нашей, не вполне литературы, но тем не менее важного.
Вот как описан этот сегмент в романе «ЦДЛ»: «В писательских домах у «Аэропорта» обитала неявная власть, управлявшая судьбами писателей и всем литературным процессом. Явная власть, представленная вельможными секретарями Союза писателей, гнездилась в доме Ростовых, что примыкал к ЦДЛ. Но была не всесильна. Делила своё влияние с «мудрецами» «Аэропорта», которые часто действовали вопреки желаниям секретарей. И те, имея опору в партийных верхах и в КГБ, уступали бесшумному бархатному давлению «мудрецов»…»
Вот к такому «мудрецу» (в романе «ЦДЛ» - некий Андрей Маркович) и пригласили главного героя романа Куравлёва (то есть в реальной жизни - Проханова) на смотрины, с придыханием предупредили: «Не исключено, что подойдёт Лазарь Семёнович».
Андрей Маркович прощупывает Куравлёва и в то же время даёт установку: «Мне кажется, - продолжил беседу Андрей Маркович, - необходимо пополнить ряды тех, кто причисляет себя к последователям Трифонова. Ну, не буквально! Русские писатели не могут потчевать нас рассказами о том, как растут овсы или как прекрасен был обряд венчания. Мы должны заглядывать в наше социальное будущее. Трифонов не заглядывает в будущее, но будущее стремительно приближается. У этого будущего должны быть свои исследователи, свои летописцы. Близятся великие столкновения, великие схватки. Литература будет в них участвовать. Какое оно будет, это будущее? В галифе, с синей фуражкой охранника? Или по-европейски свободным человеком? Михаил Сергеевич Горбачёв при встрече сказал мне: «Мы нуждаемся в писателях. Мы надеемся на их поддержку».
Проханова тестируют на роль русского глашатая кругов, стоящих за сегментом.
Смотрины удались, причём Куравлёв/Проханов понимает ситуацию: «Я заключил неписаный договор, быть может, с дьяволом». Но случай, точнее - Бог-изобретатель, а вместе с ним и сам Проханов управили иначе: Афганистан. За очерк о войне, о нашей армии сегмент и его холуи объявляют Проханову бойкот, «и с этой минуты кончается его романтическое писательство, а начинается смертельная схватка с теми, кто провёл борозду и напитал её кровью». Впрочем, как и в любой творческой среде, проблемы создают не только враги, но и друзья или те, кто ими почему-то считается.
[…]
Все 1990-е - противостояние Проханова и его соратников с мелкими бесами и их хозяевами. Но дело Проханова - не только газета, не только высекание искры. Он пишет - роман за романом, причём не только военно-политические, но и острополитические (например, «Господин Гексоген», 2002 г., премия «Национальный бестселлер»).
Все 1990-е - это действия Проханова и его соратников, словно в качестве партизанского отряда на оккупированной территории в надежде на то, что «наши придут». Пришло время - пришли. Может, не совсем «наши», не совсем по своей воле и не от хорошей для них жизни, а потому что высокомерный и тупой Запад загнал в угол самый прозападный в русской истории режим и заставил его обороняться, причём активно. Эта оборона, стартовавшая Мюнхенской речью, постепенно приближала, хотя далеко не во всём (это понятно: классовое бытие определяет классовое сознание - и классовые намерения), позицию власти к имперской позиции Проханова. Как говорил И.В. Сталин, логика обстоятельств сильнее логики намерений. И вот - чудеса, да и только: например, в 2012 году указом В.В. Путина Проханов становится членом Совета по общественному телевидению, начинает часто появляться на телеэкране и даже бьёт врага на его территории - даёт интервью «Эху Москвы».
[…]
Андрей Фурсов: Русский писатель в минуты роковые
23 февраля 2023
https://izborsk-club.ru/23938

Большой материал, посвящённый приближающемуся 85-летию глубоко уважаемого Александра Андреевича Проханова. Человека, сыгравшего роль в возрождении нашей страны - огромную. Роль, которую переоценить трудно.
Ныне державником-имперцем быть легко, во всяком случае гораздо легче, чем во времена разгула (не к ночи будь помянута!) горбачёвщины. В этом "легко" - весомый вклад Александра Андреевича - он стоял у истоков. Газеты "День" и "Завтра" (теперь и одноимённое Web-TV [заметьте - Web, но не эфир, там ему (в отличие от Соловьев.Live :) ) места (почему-то :) ) не нашлось]) - это был глоток кислорода, когда, казалось, больше уж нечем дышать …
Публикация Фурсова охватывает несколько тем, каждая из которых достойна серьезного обдумывания и большого разговора.
Мне даже показалось, что это м н о г о т е м ь е сослужило самому автору нелучшую службу: увлекло его несколько в сторону. В сторону от самого интересного. Перефразируя немного: логика намерений увела от логики обстоятельств ( :) ).

Впрочем, я вполне могу быть и чрезмерно пристрастен.

Каждый из тех, кто прочтёт самостоятельно и полностью, вправе сделать и свои выводы …

ЖЗЛ

Previous post Next post
Up