Вслед за
dubikvit и
moisav расскажу немного о своем фотографическом детстве.
1) У меня не было "Смены-8М", как у многих советских детей. Зато была более простая и редкая
"Смена-Рапид".
Её главная особенность -
кассеты "Рапид":
Две совершенно одинаковые кассеты, куда пленка вставлялась путем прямого запихивания. В левую она запихивалась вручную в черном ящике или под одеялом в темной комнате. При взводе затвора пленка внутри фотоаппарата передвигалась на один кадр в правую кассету. Преимущество - при случайном открытии крышки засвечивались только три кадра; остальная часть пленки была в кассетах. Недостатков больше. Во-первых, кассеты рассчитана на 12 кадров. Больше все равно путем толкания не засунуть. А продавалась пленка обычно в рулонах по 36 кадров. Поэтому нужно было сначала в полной темноте размотать рулон, сложить его втрое, разрезать, одну третинку засунуть в кассету, а две смотать обратно, завернуть в черную бумагу и вернуть в коробку. В полной темноте, повторю. Во-вторых, пленка вставлялась в кассету через единственную щель, обложенную бархатом для светонепроницаемости. Чтобы она туда вошла, нужно было в темноте закруглить ножницами края среза пленки, причем не попасть при этом на перфорацию. В третьих, пленка заходила туго, и её нужно было держать крепко. А что будет, если плотно взяться за пленку пальцами? Правильно, отпечатки. Поэтому перед засовыванием пленки надевали матерчатые перчатки. Тоже в темноте, разумеется.
2) Ни дальномера, ни экспонометра на "Смене-Рапид" не было. И шкалы расстояний на объективе тоже. Лишь "недошкала" с тремя пиктограммами: лицо, человеческая фигура, группа людей. Но очень быстро я научился определять на глаз не только расстояние, но и экспозицию.
3) Бачок у меня был односпиральный. Туда невозможно поместить больше одной пленки. Поэтому, хотя в бачок влезало 36 кадров, но приходилось проявлять каждый 12-кадровый кусок отдельно.
4)
Фотоувеличителю "Ленинград" завидовали многие мои одноклассники:
5) Главным пособием по фотографии была зачитанная до дыр книжка Бунимовича "Практическая фотография".
6) Когда мне было уже лет 11-12, родители купили камеру "Зоркий-4" с объективом "Индустар-50" (на фото внизу другой объектив):
Это уже была настоящая камера! После покупки репродукционной установки "Уру-2" и комплекта насадочных колец я смог копировать фрагменты книг и даже целые книги.
7) Цветная пленка и фотобумага появились в моей жизни раньше, чем соответствующие услуги в советских фотоателье. Поэтому проявку пленки и печать фотографий в цвете пришлось осваивать самостоятельно. Кроме большого количества растворов и длительного процесса обработки, плохо было то, что даже фотографии печатались в полной темноте, без знаменитого красного фонаря, потому что цветная бумага была чувствительна ко всем цветам.
Но хуже всего было то, что цветовой баланс на фото никогда не получался с первого раза. 40 минут проявляешь отпечаток, выносишь его на свет, а он весь пурпурный! Возвращаешься в ванную комнату (импровизированная фотолаборатория), вставляешь пурпурный фильтр, и еще 40 минут. Потом третья итерация, потом четвертая... Первая ночь уходит только на подбор фильтров.
А еще советская цветная фотобумага "Фотоцвет 2" и "Фотоцвет 4" оказалась полным говном. Через несколько лет все снимки завуалировись полностью. А черно-белые до сих пор лежат и радуют глаз. Вот, например, я с мамой в Никитском ботаническом саду (Крым) в 1978 году (увы, сканера нет, снимал со стола на смартфон, горизонт завален здесь, а не в оригинале):
Оригинал этого сообщения находится
здесь.