Jan 17, 2017 17:48
А может быть смерть жизнью кончается?
Dolphin
Увидел на днях как в хосписе относятся к своим пациентам. Что-то есть в этом унизительное, когда из взрослого человека, пусть и частично немощного физически, совершенно сознательно делают беспомощного ребенка. Сюсюкают с ним как с младенцем: "сейчас укольчик сделаем, памперсы поменяем, а потом телевизор посмотрим, а еще сегодня у нас на обед кашка с котлетками", ну и так далее. Конечно, тут палка о двух концах, сами старики добровольно обрекают себя на такое отношение, может им этого хочется под конец жизни, а может и не хочется, но бороться нет сил или желания. А может вообще туда попадают, когда уже все безразлично, я не знаю.
В любом случае, здесь есть много нездорового в таком отношении к смерти и умирающим. Тема смерти в хосписе табуирована, ее нельзя касаться даже случайно. И мне подумалось, как сильно это отличается от осознанного отношения к смерти принятом до сих пор в некоторых обществах. Где люди не убегают инфантильно от мыслей от смерти, а принимают ее как неизбежное - осознанно и с достоинством. Где окружающие не относятся к умирающим как к слаборазвитым и неполноценным, давая им ложные надежды: "да что вы такое говорите, все у вас будет хорошо", а общаются с ними как с обычными людьми.
Странная штука, ведь смерть это часть бытия, все прекрасно знают на рациональном уровне, что никуда от нее деться. Но при этом, на духовном уровне люди не в состоянии принять эту мысль, сделать ее частью своих ценностей и убеждений. Где, в какой момент произошел это фундаментальный сбой в мировоззрении? Странно, ведь даже в христианстве смирение одна из главных добродетелей, так почему же общество не в состоянии смириться со смертью? Почему оно бежит от нее как от огня?
UPD. Кстати, в этой связи мне очень любопытен феномен смертников в Исламском государстве. Оказывается, в вооруженных силах ИГ есть целенаправленные смертники истишхади, которых готовят непосредственно к самоподрыву. И есть потенциальные смертники ингимаси, которые по сути скорее бойцы спецназа, задача которых нанести максимальный урон врагу и свой пояс они применяют только в крайних случаях: окружения либо когда заканчиваются боеприпасы, в плен короче не сдаются. Мне в этой связи более интересна психология последних, ведь помимо внутренней готовности к смерти, они должны еще и трезво мыслить оценивая обстановку, и быть цельными изнутри, чтобы в решающий момент не единая задняя мысль или привязанность не смогла поколебать намерение умереть.
Рассматривая шансы старых обществ в прямом противостоянии с ИГ, по крайней мере сквозь призму этой проблемы отношения к смерти, остается только посочувствовать им. Ну и в целом, я не вижу успешных перспектив борьбы с ИГ, в рамках сегодняшних методов. Вбомбить их обратно в ничто уже не получится.
исламское государство,
идеология,
смерть