Warspot про кино: Квентин Тарантино и его мир наоборот

Jul 19, 2018 18:06


Юрий Костузик

Фильм-оркестр, фильм-дом, в котором столько этажей, что можно жить на каждом по году всю оставшуюся жизнь и ни разу не повториться, - вот что такое «Бесславные ублюдки». При этом Квентину Тарантино удивительным образом удаётся пробиться через многочисленные цитаты и заимствования - и донести-таки до зрителя главную мысль: кем бы ты ни был, за свои грехи ты ответишь по полной.



Думаешь, про тебя забыли, паразит? Тебе кажется, что ты лучше и умнее других? Ублюдки придут и за тобой.

Привычная концепция ада обязательно подразумевает наказание - не какое-то там эфемерное, а всамделишное и очень-очень жестокое. Мы представляем себе самые страшные пытки, и каждая в нашем воображении многократно превосходит тяжесть соответствующего проступка. И вот вопрос: значит ли это, что черти, приписанные к своим котлам, хуже грешников? Подступаться к решению этой этической проблемы можно с разных сторон - и некоторые трактовки будут дружить друг с другом так же хорошо, как политика с моралью.





Кинематограф часто обращается к теме неотвратимости наказания за грехи разной степени тяжести

Но знаете что? Все эти теоретические философские разговоры - тоска смертная. Почему бы вместо этого просто не взглянуть на уже реализованную модель - модель противостояния живых грешников и чертей, которые устали ждать гостей в своём аду. Это вполне осуществимо: кинематограф очень часто обращается к теме неотвратимости наказания за грехи разной степени тяжести, так что голодать зрителям в этом смысле не приходится.

Хотя по-настоящему виртуозное и многослойное высказывание на эту тему случается очень редко. К счастью, нам-то с вами жаловаться не на что: на наш век такое уже выпадало. В 2009 году Квентин Тарантино снял потрясающе сложный и совершенно восхитительный фильм «Бесславные ублюдки».

Кое-что о Квентине

Авторитетные киноиздания по всему миру налюбоваться не могут на мистера Тарантино. Он для них что-то вроде представителя бога на земле - не снял ни одного плохого фильма, и каждое полотно без пяти минут шедевр. До небес возносят даже «Омерзительную восьмёрку» - и глазом не моргнут.

Впрочем, их можно понять: при всех цитатах, заимствованиях и самоповторах ленты Квентина Тарантино отличаются таким ярким и самобытным стилем, что хочется с самым аристократическим видом есть их маленькой серебряной ложечкой, запивая очень дорогим шампанским - и это не надоест никогда. Блестящие сценарии (которые он сам себе и пишет), великолепные актёры (которые душу продадут, лишь бы сыграть в его новом фильме), со вкусом подобранный саундтрек (многие композиции получили вторую, если не третью жизнь); а ещё - самая весёлая кровища за целую историю кинематографа. Насилие ради насилия - но подаётся всё так эстетично и извращённо красиво, что язык не поворачивается упрекнуть того, кто это придумал и воплотил.



При всех цитатах и заимствованиях ленты Тарантино отличаются таким ярким и самобытным стилем, что хочется плакать от счастья

При этом тарантиновские картины все как одна выглядят удивительно завершёнными. Они идеальны в своей форме - всё на своих местах, ничего ниоткуда не выпирает. Квентин Тарантино - перфекционист, каких поискать; каждый свой фильм он шлифует до тех пор, пока тот не приобретает вид довольной жизнью жемчужины. Аудиовизуальное совершенство бьёт в самое зрительское сердце: режиссёр экспериментирует над нами, как только захочет - а мы и рады. Всё, что угодно, Квентин, даже «Доказательство смерти» - пусть только твои персонажи говорят, убивают друг друга, потом пять говорят, и опять убивают, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Но опыт показывает, что Тарантино хорошо знает, как удивить. И вот мы с вами ждём очередную околошедевральную говорильню с редкими, пусть и яркими кровавыми вкраплениями, а выходят «Бесславные ублюдки» - фильм-оркестр, фильм-дом, в котором столько этажей, что можно жить на каждом по году всю оставшуюся жизнь и ни разу не повториться.

Смена полюсов

Вообще, нам в очередной раз повезло. Говорят, Квентин, чтоб ему долго жилось, сперва задумывал трилогию; со временем эта идея ужалась до размеров мини-сериала. Сегодня бы такое воплощение пришлось бы кстати: в наше сериальное десятилетие телефильм Тарантино приняли бы на ура, без всяких сомнений. Но есть мнение, что при всех атмосфере и стиле основной упор всё равно пришлось бы делать на некие сюжетные восклицания в конце каждой серии. И пусть сама идея композиционного деления на главы очень близка Квентину, разделять их таким немудрящим приёмом не его метод.

Короче, он оставил эту затею и вернулся к своей традиционной форме. Всё это время сценарий постоянно дорабатывался, автор вычистил в нём каждую строчку до зеркального блеска - и вот спустя семь лет после первых намёков «Бесславные ублюдки», наконец, увидели свет.



Говорят, Тарантино сперва задумывал трилогию, потом мини-сериал, а в конечном счёте обошёлся одним фильмом

Зрители были восхищены и обескуражены одновременно. С одной стороны, им показали типичное кино о Второй мировой - немцы плохие, союзники хорошие. Есть яркий злодей, ему противостоит целая команда не менее ярких положительных персонажей. Вроде бы всё нормально, ну и что здесь не так?

Квентин Тарантино чуть-чуть изменил расстановку сил - и тем самым сместил полюса привычного нам мира. Вторая глава, в которой нас знакомят с отрядом Ублюдков, с первых кадров даёт понять: кажется, внутри одной большой войны назревает вторая, не такая масштабная, но очень жестокая. Только теперь сильными парнями будут вчерашние угнетённые - евреи. Для местных нацистов это те самые черти из ада; им надоело ждать своих грешников, так что они сами явились за ними.



Чуть-чуть измени расстановку сил - и полюса привычного мира сместятся

Тарантино фиксирует ужас и безысходность в глазах немецких солдат - и варварское веселье в глазах Ублюдков. Мы смотрим на это и не понимаем, как за один короткий эпизод автор умудрился перевернуть всё наше представление о палачах и жертвах Второй мировой. Но, помня о миллионах загубленных жизней той войны, мы принимаем новые правила. И благословляем новых дьяволов.

Кто вы, штандартенфюрер Ланда?

Впрочем, никто ведь не делает из немцев бедных овечек - в фильме как минимум два настоящих монстра из тех, что носят эту жуткую форму. Первому посвящена целая сцена в подвале-пивной - это офицер гестапо в исполнении Аугуста Диля. Штурмбаннфюрер Хельстром полностью соответствует сложившемуся представлению о своей профессии - он редкая мразь и блестящий детектив, способный на раз определить место рождения немца по его акценту. В конечном счёте, правда, его профессионализм его же и губит.

Ну и штандартенфюрер Ганс Ланда, к вашим услугам, - центральный персонаж «Бесславных ублюдков», который связывает собою разрозненные, на первый взгляд, главы в единое повествование. Это типичный тарантиновский негодяй - такими героями в своё время были Винсент Вега в «Криминальном чтиве» и каскадёр Майк в «Доказательстве смерти». Всех этих парней объединяет одно: за их приятной и чрезвычайно обаятельной наружностью скрывается зверь.



Ганс Ланда - типичный тарантиновский негодяй. Но Кристоф Вальц сделал его действительно выдающимся

Правда, и Джону Траволте, и Курту Расселу оказалось далеко до Кристофа Вальца - главного кинематографического открытия 2009 года. Сегодня его имя кажется чем-то естественным и прочно ассоциируется с яркими персонажами второго плана - и тем удивительнее тот факт, что звезде Вальца пришлось ждать больше полувека, чтобы взойти и осветить небосвод.

Роль Ланды в очередной раз пнула представление о негодяях высшей пробы; штандартенфюрер полиглот и гениальный сыщик - и при этом совсем не фанатик, даром что нацист. В одной из сцен он объясняет своё прозвище, «Охотник на евреев», тем, что искать людей - его ремесло, а работая на нацистов, он ищет в том числе и евреев. То есть это его работа, и он выполняет её на совесть - так мы должны это понимать. Ланда, конечно, обманывает сам себя - ему доставляет удовольствие именно процесс охоты. И поэтому он даёт сбежать Шошанне в первой главе.

Штандартенфюрер - не нацистский фанатик, это правда. У него, по большому счёту, вообще нет принципов, зато есть одна огромная мания величия. Ланда у нас самый умный, он всё просчитал на сто шагов вперёд. Но вот незадача: чертям из отряда Ублюдков совершенно наплевать на его искусную шахматную партию. Как и всегда в фильмах Тарантино, грешник будет наказан.

Бесславные идиоты

Словно в насмешку разностороннему гению Охотника на евреев, большая часть его оппонентов совсем не блещет умом, а отдельные персонажи - вообще клинические идиоты. Самый главный антигерой здесь - Бриджит фон Хаммерсмарк, звезда нацистского кино и по совместительству британская шпионка. Диана Крюгер, у которой всё в порядке с перевоплощением, умудрилась сыграть удивительно плохую актрису и заодно такую набитую дуру, что судьба её персонажа ближе к финалу вызывает у зрителя чуть ли не облегчение.



Самый главный антигерой - Бриджит фон Хаммерсмарк, звезда нацистского кино и по совместительству британская шпионка

Впрочем, в смелости ей не откажешь: видимо, в силу любви к авантюрам госпожа фон Хаммерсмарк вносит-таки лепту в тот самый финальный твист, который в своё время заставил зрителей аплодировать стоя.

Помогают ей в этом друзья разной степени дебильности. Вот, скажем, британский лейтенант Арчи Хикокс - пример раздражающего сочетания снобизма и несерьёзного отношения к делу. Его и разоблачают самым первым - будь проклят этот акцент! (Привет ещё одному мастеру перевоплощений Майклу Фассбендеру.) Или сам лейтенант Альдо Рейн в исполнении великолепного Брэда Питта - военный чурбан до мозга костей, привыкший добиваться своего не умом, а исключительно грубой силой. Что ж, какие времена, такие и герои, верно?

Но черти и не должны быть умными - они должны быть настойчивыми и последовательными в своих деяниях. В этом смысле Ублюдки - настоящие дьяволы, и ярче других здесь выделяются герои Элая Рота и Тиля Швайгера. Жид-Медведь и Хуго Штиглиц - вот они, имена, которые заставляют дрожать нацистов по всему Рейху. Они - сама кара, квинтэссенция неотвратимости наказания.

Похоже, мир в «Бесславных ублюдках» сдвинулся с места, раз уж гитлеровцы здесь трясутся от неизбежной мести евреев. Кажется, это одна из основных идей многослойного антинацистского пирога от Квентина Тарантино: у мучеников всегда найдутся свои мстители - и они будут говорить с мучителями на понятном им языке. Языке боли, ненависти и непрощения.



Думаешь, про тебя забыли, паразит? Тебе кажется, что ты лучше и умнее других? Ублюдки придут и за тобой.

Оригинал статьи на Warspot.ru

Ещё про кино на Warspot.ru:

Warspot про кино: по обе стороны от «Дюнкерка»

Warspot про кино: просветление от Элема Климова

Warspot про кино: три ипостаси Мэла Гибсона

Warspot про кино: трудный дебют Константина Хабенского

ВМВ, Современность, США, Кино

Previous post Next post
Up