Андрей Никифоров
Практически повсеместно после окончания Второй мировой войны распад колониальных систем и возникновение новых самостоятельных государств сопровождались военными столкновениями. При этом во многих случаях уже после обретения независимости в бывших колониях вспыхивали гражданские войны. К таким конфликтам подключались соседи, бывшие метрополии и международные «миротворцы» США и СССР. Вмешательство могло быть как прямым, так и косвенным - поставками оружия, участием советников и наёмников. Сейчас о Республике Чад вспоминают редко, а в 1970-1980-е гг. там разворачивались кровавые события с участием многих государств. Массово применялась авиация, причём в чадском небе можно было увидеть самые разнообразные самолёты - от поршневых
«Скайрейдеров» до самых современных МиГ-25.
За годом год, за битвой битва
С 50-х годов XX века Франция стала терять свои колонии. В 1960 году дошла очередь и до
Чада, входившего во Французскую Экваториальную Африку. Географически, демографически и религиозно страна условно делилась на две части: арабский мусульманский север и негритянский юг, где проживали христиане и местные язычники. Как и у многих других бывших колоний, границы Чада наносились по прямым линиям - для метрополий они были административными, аборигены в массе своей о границах и не ведали.
Французские «Ягуары» и «Миражи» F1 в Чаде
С севера Чад граничил с Ливией, с запада - с Нигером, Нигерией и Камеруном, с юга лежала Центральноафриканская Республика (ЦАР), на востоке располагался Судан. Все они тоже стали независимыми. Этнические и религиозные противоречия между севером и югом некоторое время сдерживали французы, растянувшие свой уход на пять лет, а вот после этого Чад надолго погрузился в конфликты и войны, в которые стала вмешиваться Ливия, считавшая северные территории Чада «исконно ливийскими».
Советский бомбардировщик Ту-22 ВВС Ливии
Крупная северная группировка вскоре распалась на две: ФАНТ и ГУНТ. Потом ФАНТ захватила столицу, и началась кровопролитная война между югом и севером. Франция как бывшая метрополия поддерживала меняющиеся клики в столице Нджамене, Ливия - мятежников севера. В итоге только ослабление умирающего СССР, который подпитывал Ливию оружием, остановило лидера Ливийской Джамахирии
Муаммара Каддафи от дальнейших попыток «собирания земли ливийской».
Немного о противоборствующих сторонах. В независимом Чаде, по существу, не было армии, а про военную авиацию вообще и не мечталось. Французы вооружали правительственные силы (южан) лёгким оружием, и те с переменным успехом подавляли выступления недовольных северных племён. Кроме того, французский военный контингент оказывал помощь в создании местных администраций. Воздушную логистику осуществляла смешанная авиатранспортная группа при поддержке эскадрильи штурмовиков AD-4N «Скайрейдер». Аэродромов в Чаде практически не было, только аэропорт в столице страны Нджамене и ВПП возле крупных населённых пунктов. Французам приходилось использовать аэродромы в соседних государствах - Габоне и ЦАР.
Ливия стала независимым королевством в 1951 году. В сентябре 1969 года там произошёл военный переворот, и во главе страны встал полковник Муаммар Каддафи. Очень скоро Ливия начала активно вмешиваться в североафриканские и ближневосточные события и присоединилась к антиизраильской коалиции. У Каддафи была мощная военная авиация - денег было много, на них покупалась самая новая техника. Так, в 1970 году Каддафи приобрёл у французов 110 истребителей-бомбардировщиков «Мираж» V, а в 1974 году - 34 истребителя
«Мираж» F1.
В 1972-1973 гг. на почве борьбы с Израилем Ливия сблизилась с Ираком. Из-за того, что общей границы с Израилем у них не было, лидеры двух стран задумали сломить врага челночными операциями: бомбардировщики, взлетающие с иракских аэродромов, шли в Ливию, бомбя по пути Израиль, а ливийские самолёты перелетали на иракские базы через израильское воздушное пространство. Потом самолёты возвращались к себе, ещё раз отбомбившись по пути. Для этого обе страны закупили у СССР по эскадрилье Ту-22Б, которые могли брать до 9000 кг бомб. Кроме того, ливийцы приобрели истребители МиГ-21 и МиГ-23, истребители-бомбардировщики Су-22, разведчики МиГ-25РБ и перехватчики МиГ-25П, французские и советские транспортные и штурмовые вертолёты.
Однако после египетско-израильских соглашений Ливия и Ирак охладели к идее бомбить Израиль и занялись
разборками с непосредственными соседями. Ливия вторглась в Чад и аннексировала Аузу - спорную территорию вдоль границы, представлявшую собой полосу шириной 100 км.
Французские ВВС Чада
В 1975 году по требованию чадской стороны французский контингент, следивший за порядком в стране, покинул Чад, и тут же в столице страны Нджамене произошёл военный путч со сменой правительства, с которым Франция подписала соглашение о военном сотрудничестве. На его основе французы сформировали «Чадскую национальную эскадрилью» (l'Escadrille Nationale Tchadienne - ENT), вооружив её четырьмя штурмовиками AD-4N «Скайрейдер», а также транспортными самолётами и вертолётами.
Пилотами и обслугой стали французские наёмники - отставные военные или традиционно «взявшие отпуск за свой счёт». В июне 1977 года из Габона прилетели ещё два «Скайрейдера», тоже с французскими пилотами. 1977 год выдался для Франции непростым: в 1978 году предстояли президентские выборы, французские вооружённые силы ввязались в события в Заире (операция «Вервен») и в Мавритании (операция «Ламантин»). Тут же подоспели североафриканские конфликты: в июле вспыхнула пятидневная ливийско-египетская война, после завершения которой Каддафи и занялся Чадом.
Различные группировки активно боролись за столицу Чада, и в этих боях впервые была задействована авиация: штурмовики ENT атаковали колонны наступающих северян. Их встретил сильный заградительный огонь, и очень скоро стало ясно, что поршневые самолёты не могут эффективно действовать даже в конфликтах малой интенсивности.
Для французских экипажей оказалось неприятным сюрпризом наличие у северян ПЗРК советского производства «Стрела-2» (SА-7). В один из вылетов огнём с земли был подбит «Скайрейдер», пилоту которого пришлось садиться на вынужденную во вражеском тылу. Сразу же рядом приземлился второй лётчик, забрал на борт товарища и вывез его на базу. На следующий день к месту вынужденной посадки отправили транспортный C-47 с механиками и пилотом, которые отремонтировали штурмовик и перегнали его на базу.
В январе 1978 года на разведку позиций мятежников вылетел С-47 с французским экипажем. Летя на малой высоте, самолёт вышел прямо на вражеский БТР, который подбил самолёт, но экипажу удалось посадить его в пустыне. Командование ENT решило вывезти экипаж с помощью вертолёта «Пума» под прикрытием «Скайрейдеров». На следующий день первым вылетел самолёт наведения DС-4. Противник, вероятно, предполагал, что последует операция по спасению экипажа, и поджидал в районе падения С-47. Двумя ракетами DС-4 был сбит, и «Пуме» пришлось вылетать уже за двумя экипажами. Под прикрытием штурмовиков всех пилотов удалось спасти, но теперь на полеты на малой высоте ввели запрет.
Штурмовик AD-4N «Скайрейдер», принадлежавший ENT
К февралю 1978 года отряды северян добились значительных успехов. Их путь на Нджамену был открыт, и правительство Чада запросило у Франции дополнительную военную помощь. Французам было нелегко согласиться: три года назад чадцы выгнали их сами, а франко-ливийские отношения шли на подъём. Всё же французский генштаб подготовил операцию «Тако». На разведку отправился одиночный AD-4N, который сбили ракетой ПЗРК. Атаки французских вертолётов не принесли результата, и правительственные силы отошли. На этом боевая биография «Скайрейдеров» в Чаде закончилась.
Теперь французы бросили в бой свою современную боевую авиацию: в апреле из Дакара в ЦАР перелетела эскадрилья «Ягуаров» и два заправщика С-135, а в середине мая французские парашютисты и части
Иностранного легиона при поддержке «Ягуаров» начали оттеснять мятежников-северян от столицы. К «Ягуарам» присоединились противолодочные патрульные «Атлантики», действовавшие как самолеты-радиоретрансляторы и радиоэлектронные разведчики.
Пары налётов «Ягуаров», действовавших с аэродрома в столице Центральноафриканской Республики Банги, хватило, чтобы остановить наступление северян. Правда, в первом же налёте один истребитель-бомбардировщик был сбит, но лётчика удалось вывезти вертолётом. Через несколько месяцев произошла катастрофа «Ягуара» с гибелью пилота, ещё через две недели два самолёта столкнулись при дозаправке в воздухе. Один «Ягуар» упал, его пилот катапультировался и был позже вывезен вертолётом на базу, а у второго оторвало носовую часть, но лётчик сумел привести машину на базу. При этом налёты «Ягуаров» были крайне редки: расстояние от аэродрома в Банги составляло 4000 км, топливо подвозилось нерегулярно. К тому же, французы всерьёз опасались ливийских истребителей, так как «Ягуары» летали без ракет «воздух-воздух». В октябре произошла ещё одна потеря «Ягуара» с гибелью пилота.
Но политический результат был достигнут: противники в конце 1979 года сели за стол переговоров и сформировали правительство национального единства, которое возглавили лидеры противоборствующих сторон. Французские специалисты покинули ENT, которая была переименована в ВВС Чада (Armee de l’air Tchadienne - AdAT). Пилоты и обслуга стали местными, обученными французами. AdAT потихоньку пополнялись транспортными самолётами, передаваемыми США, а также трофеями.
Хабре против Каддафи
Мир сохранялся не долго: в марте 1980 года лидер отколовшейся от проливийских северян группировки Хиссен Хабре поднял путч и начал борьбу за столицу. Каддафи решил продемонстрировать силу и послал свой «карающий меч» - бомбардировщики Ту-22, которые нанесли удары по расположениям «раскольников». В начале 1981 года Ливия и северяне подписали декларацию о создании общего государства, что вызвало большое недовольство на юге страны, а также у многих африканских государств.
При финансовой поддержке Франции и США были созданы Межафриканские вооружённые силы в составе подразделений вооружённых сил Нигерии, Заира и Сенегала, которые выбили отряды северян к границам с Ливией. Хабре воспользовался этим и захватил столицу. Теперь он был лидером южан, боровшимся за объединение страны. В то же время Ливии начались серьёзные столкновения с Суданом. Только на следующий год чадско-ливийские силы смогли разгромить межафриканский контингент и опять занять северный Чад.
Французский истребитель-бомбардировщик SEPECAT «Ягуар»
В июне 1983 года при поддержке Ливии северяне попытались изменить ситуацию, но силы Хабре контратаковали и нанесли противнику ряд поражений. Тогда Каддафи транспортными Ил-76 перебросил в Чад несколько тысяч ливийских солдат и перебазировал штурмовую авиацию, а Ту-22 вновь бомбили силы Хабре. Удары достигли цели - южане стали отходить. Авиации у них уже не осталось, если не считать заирских «Аэрмакки» MB-326 и «Миражей» V, базирующихся на столичном аэродроме. Однако Заир не пожелал втягиваться в гражданскую войну, и заирские лётчики остались на земле. У южан нашлись трофейные «Стрелы», которыми они сбили два ливийских Су-22.
В августе Каддафи послал пару Ту-22 «пошевелить» Нджамену. Ночью ливийские штурманы заблудились: одному бомбардировщику удалось вернуться на базу, а вот экипаж второго покинул самолёт после выработки топлива.
Франция вновь решила вмешаться, подготовив операцию «Орк», в рамках которой предполагалось нанести бомбовый удар по ливийской авиабазе в Аузу четвёркой «Ягуаров», базировавшихся в Банги. Из-за большого расстояния им предстояло произвести дозаправку в воздухе от танкера C-135. При детальной проработке операции риск и затраты оказались слишком высокими, а эффект - незначительный, и план «Орк» заменили операцией «Манта». Из ЦАР в Чад были направлены парашютисты и подразделения Иностранного легиона, заблокировавшие основные подходы на юг.
Франция заявила, что 15-я параллель является «красной линией», которую северяне не должны пересекать. На авиабазах под Нджаменой транспортными самолётами был создан запас авиационного топлива, переброшены РЛС и ЗРК «Кроталь». После туда перелетели восемь «Ягуаров», два C-135, семь «Миражей» F1, 26 С-160, три DC-8, 30 вертолётов «Пума» и «Газель». До этого «Ягуары» летали из Банги и столицы Габона Либревиля.
Новая расстановка сил не остановила Каддафи - он просто решил лучше подготовиться. Передышка продлилась до января 1984 года, когда ливийско-чадские подразделения пересекли «красную линию». Один из отрядов северян взял в заложники иностранных граждан из организации «Врачи без границ», и французы направили на перехват пару «Ягуаров» в сопровождении «Миражей». Лётчики обнаружили колонну неприятеля, из которой по самолётам были выпущены ракеты ПЗРК. Французы уклонились и продолжили облёты колонны, чтобы определить наличие заложников, но огнём с автомобилей был повреждён один «Мираж» и сбит один «Ягуар», пилот которого погиб. В апреле при маневрировании на малой высоте зацепил землю ещё один «Ягуар», пилот погиб. В ответ французы опустили «красную черту» до 16-й параллели.
Каддафи сдаёт позиции
Каддафи понимал, что такие стычки могут закончиться конфликтом уже с Францией, и начал с ней сепаратные переговоры. Его чадским союзникам это очень не понравилось, но в сентябре соглашение о взаимном выводе французских и ливийских войск из Чада было подписано. Операция «Манта» завершилась, но началась новая операция «Мирмиллон» - так французы назвали свой уход.
Чтобы исключить провокации с ливийской стороны, французы решили поиграть мускулами: в октябре к берегам Ливии подошёл авианосец «Фош». Ливийцы послали на разведку пару «Миражей» V, но французские палубные истребители F-8 «Крусейдер» быстро их отогнали. На «красной линии» боев не было, но иногда ливийские самолёты пересекали её, а в марте 1985 года французские истребители перехватили ливийский Ил-76 и отогнали его на север.
Французы выполнили свои обязательства по соглашению, а вот ливийцы не вывели свои войска, более того - начали удлинять ВПП на аэродроме в Уади-Дум в северном Чаде, который называли «авианосцем пустыни». Оттуда ливийские самолёты могли достигать любого уголка страны. Кроме того, ливийцы оборудовали ВПП ещё в ряде районов северного Чада. Технология строительства полос была простейшей: песок разравнивался и на ночь заливался нефтью или тяжёлым маслом. К утру нефть впитывалась, а за жаркий день высыхала, образуя твёрдую корку, на которую укладывалось сборное металлическое покрытие. Посланный французами на разведку с авиабазы на Корсике «Мираж» IV подтвердил агентурные данные, а самолёты радиоэлектронной разведки DC-8 и «Атлантик» определили наличие систем ПВО. Реакцией стала целая серия ударных операций, проведённая в 1985 году
Покрытие полосы на аэродроме в Уади-Дум
При проведении операции «Брама» с Корсики были подняты три С-135 - два заправщика и летающий командный пункт, а также разведчик «Мираж» IV, с Банги - ударные «Ягуары». На всякий случай к берегам Ливии подошёл авианосец «Клемансо». Ударами «Ягуаров» на ближайшем к «красной линии» ливийском аэродроме были уничтожены два «МиГа», а остальные самолёты ливийцы отвели на север в Аузу. В сентябре 1985 года очередной разведывательный рейд «Ягуаров» показал, что ливийская авиабаза в Уади-Дум полностью готова для приёма тяжёлых самолётов: полоса удлинена до 3800 метров, установлены системы ПВО (базу прикрывали ЗРК «Куб», «Оса», БРДМ со «Стрелой-10», «Шилки»).
К 1986 году Франция понимала, что ситуация изменилась коренным образом: если ранее французская авиация действовала привычным образом - как в противопартизанских операциях в Алжире, то с подключением в конфликт ливийской боевой авиации требовалось завоевать господство в воздухе. В феврале 1986 года французская авиация проела операцию «Трионикс» с целью вывести из строя ВПП на Уади-Дум: из Либревиля вылетели пять топливозаправщиков С-135, из Банги - восемь «Ягуаров» с бетонобойными авиабомбами ВАР-100 и три с обычными ФАБ-250. Их прикрывали четыре «Миража» F1. В результате налёта полоса была повреждена. Бомбили «цепочкой», так что замыкающие «Ягуары» попали в клубы песка, поднятые ранее сброшенными бомбами, и были повреждены.
Разозлённый Каддафи на следующий день отправил на Нджамену одиночный Ту-22. Он зашёл через Нигер по гражданскому коридору и атаковал столичную авиабазу, разрушив ВПП. Чтобы усилить ПВО столицы Чада, французы с помощью американцев привезли на авиабазу батарею ЗРК «Хок», РЛС SNERI и «Центавр». До октября французы не предпринимали активных действий, но когда на севере вспыхнуло антиливийское восстание, Франция решила помочь новым союзникам: через «красную линию» транспортными самолётами были переброшены противотанковые и противосамолётные комплексы, боеприпасы и инструкторы.
Ливийцы к концу года подготовили решительное наступление, сосредоточив на юге страны и в северном Чаде огромные силы, в том числе шесть Ту-22, 16 Су-24, около 100 Су-22, около 200 МиГ-23, около 100 «Миражей» различных типов, 75 МиГ-21, 65 МиГ-25, около 200 УТС, использовавшихся как штурмовики, более 50 штурмовых вертолётов.
Бетонобойные авиабомбы ВАР-100 под фюзеляжем «Ягуара»
4 января 1987 года Каддафи зачем-то спровоцировал французов: несколько «МиГов» атаковали базы снабжения южнее «красной линии». Французы опять решили нанести удар по базе Уади-Дум, но теперь уже с целью уничтожить РЛС. В рейде должны были участвовать самолёт радиоэлектронной разведки «Атлантик» под прикрытием «Миражей» F1 и четыре «Ягуара», перелетевшие из Франции в Банги. Три «Ягуара» несли антирадарные ракеты «Мартель», настроенные на станцию ЗРК, один «Ягуар» нёс «Мартель» против обзорной РЛС П-15. Заправлять их должны были два С-135 из Банги и Либревиля.
Первый вылет оказался «холостым» - ливийцы так и не включили радары. В следующий раз французы решили спровоцировать ливийцев на включение РЛС - на большой высоте границу пересекли «Миражи», а «Ягуары» действовали на малой. Станция заработала, но только одна «Матра» поймала сигнал. Выпущенная ракета среагировала на сигнал, отражённый от железной крыши КУНГа, и поразила его. Остальные три «Ягуара» вернулись назад ни с чем. В ответ ливийцы только усилили воздушные атаки на южан, выполняя до 50 самолётовылетов ежедневно.
Но, как говорится, «лучшее ПВО - это танки на аэродроме врага». Неожиданной атакой силы Хабре захватили Уади, где им в руки попала масса трофеев, в том числе ЗРК, два Ту-22, штурмовики L-39 и вертолёты. Несколько дней ударные ливийские самолёты Ту-22, Су-22, «Мираж» V совершали рейды на Уади, чтобы уничтожить доставшуюся врагу технику. Опасаясь ПЗРК, бомбы сбрасывали с большой высоты, а потому неточно: уничтожены были только пару вертолётов и пять MS-260. Ливийцы отвели войска с северного Чада и продолжили наносить бомбовые удары по наступающим войскам южан, используя Ту-22 и Ил-76 в качестве бомбардировщиков.
Французская авиация не вмешивалась и кружилась неподалёку - Франция обязалась не переходить «красной линии», Париж запретил даже использовать трофейные ЗРК «Стрела»-10. Но разведывательные полёты французами проводились регулярно, при этом иногда происходили стычки французских «Ягуаров» и «Миражей» с ливийскими МиГ-23. Ливийцы из-за малого запаса топлива быстро уходили на свою территорию. Бомбардировки ливийской авиацией сил южан носили ожесточённый характер, но противник активно применял трофейные и американские ПЗРК, сбивая ливийские самолёты.
Истребитель-бомбардировщик Су-22 ВВС Ливии
В августе 1987 года силы Хабре подошли к землям Аузу и блокировали ливийскую базу Таноа. Чтобы отогнать противника на юг, ливийцы предприняли наступление, поддерживаемое авиацией. Чадская ПВО сбила шесть МиГ-23, один Су-22, два Ми-8. Очередной Ту-22 был сбит трофейным ракетным комплексом, захваченным в Уади. Французские «Миражи» F1 в воздушном бою сбили два ливийских «Миража» V. В конце августа ливийцы изгнали чадские силы из Аузу, а их авиация бомбила город Фая, находящийся южнее «красной линии»: Ту-22 и Ил-76 сбрасывали бомбы с большой высоты, причиняя незначительный ущерб.
В сентябре Хабре перешёл чадско-ливийскую границу и захватил авиабазу Маатен. На земле были уничтожены шесть МиГ-21, пять Су-22, четыре «Миража» F1, три L-39 и три вертолёта, зенитчики сбили ещё три МиГ-23 и вертолёт. В отместку Каддафи вновь приказал бомбить Нджамену. Вылетевшие на задание два Ту-22 как всегда пошли через Нигер, поэтому на подлёте их перехватили два французских «Миража», но выпущенная ими ракета не дошла до цели. Истребителям было приказано отойти, чтобы задействовать ЗРК «Хок». Запустить удалось одну ракету, которая поразила Ту-22 прямым попаданием в момент сброса бомб - из-за малой дистанции пуска боеголовка не успела взвестись, но бомбардировщик упал. Второй Ту-22 сумел уйти.
Пуск «Хока»
На следующий день Ту-22 атаковал авиабазу в Абеше, где не было «Хоков», а только ЗРК «Кроталь», «Стингеры» и трофейные «Стрелы-2». Самолёт зашёл со стороны солнца на высоте 450 метров и на скорости 1000 км/час. Из-за противоракетного манёвра он отклонился, и сброшенные бомбы упали в пустыне. С земли были выпущены четыре ракеты «Кроталь»: одна самоликвидировалась, одна захватила тепловые ловушки, выпущенные самолётом, третья не догнала цель, и только четвертая взорвалась возле хвоста самолёта, повредив двигатель. Ту-22 долетел до базы, но разбился при жёсткой посадке.
10 сентября Ту-22 и пара МиГ-25РБ опять атаковали Фая, по ним выпустили ракеты «Стингер» и «Стрела-2», которые не догнали самолёты. Бомбы поразили городские кварталы и склад боеприпасов, огромный взрыв вызвал разрушения и жертвы среди чадских солдат и населения. Взбешённые чадцы потребовали от французов покинуть город, чтобы не приманивать к нему ливийские самолёты.
Франция объявила территорию южнее 16-й параллели бесполётной зоной. В сентябре 1987 года границу Чада случайно пересёк американский транспортный самолёт С-141, и на перехват вылетела пара «Миражей» F1. Ведущий определил тип самолёта как Ил-76, и с земли произвели пуск ракеты ЗРК «Хок». Пилот второго «Миража» оказался более глазастым и успел передать команду на отмену пуска - на подлёте ракету ликвидировали по команде с земли.
В 1988 году произошёл инцидент с гражданским С-130. Французы решили удлинить ВПП на одном из аэродромов, для чего наняли частную компанию. Технология была отработанная - пропитка с вечера песчаной поверхности тяжёлыми углеводородами, вот только для распыления масла компания использовала самолёт с противопожарным оборудованием. Одним из июльских вечеров над военным аэродромом показался транспортник с открытой рампой, из которой что-то выливалось. Не предупреждённые заранее французы подумали о химической атаке ливийцев, и пустили по самолёту три «Стингера». В самолёт попал один из них, и повреждённый «Геркулес» убрался восвояси.
18 марта 1989 года ливийцы предприняли новое наступление на юг, но были разбиты. Если на земле бои практически прекратились, то ливийская авиация продолжила рейды на юг. 11 сентября в Алжире начались переговоры между Хабре и Каддафи, и после 15 лет боевых действий ситуация вернулась на круги своя: из завоеваний у Каддафи осталась только полоса Аузу, которую французские колонизаторы когда-то обещали Муссолини присоединить к Ливии. В 1994 году по требованию международного Гаагского суда Каддафи вернёт Чаду и эту территорию.
Бомбардировщик Ту-22 в полёте
В Ливии когда-то начинался боевой путь авиации, и за прошедшее с 1911 года время она применялась в Африке неоднократно. За исключением мировых войн, авиация долгое время оставалась здесь инструментом политики колониализма - некоторые использовавшиеся в Африке самолёты так и назывались «колониальными». В Чаде впервые в относительно широких масштабах применялась современная боевая авиация и средства поражения.
Франция использовала в Чаде практически все типы своей боевой и вспомогательной авиации. Её незначительные успехи обусловлены определённым дистанцированием Франции от полномасштабного участия в этом конфликте, а также отсутствием на театре военных действий необходимого количества аэродромов и радиотехнических средств, характерных для Европы, сильно мешали и проблемы снабжения группировки топливом и боеприпасами.
Ливийские ВВС на конец 1970-х - начало 1980-х годов являлись самыми многочисленными и мощными в этом регионе. Каддафи купил в СССР большинство типов самолётов и вертолётов, находившихся на вооружении ВВС СССР, включая перехватчики МиГ-25П для авиации ПВО. Скромные результаты применения авиации ливийцами проистекают, кроме объективных причин, общих с французскими, также из отсутствия военного опыта, периодических конфликтов практически со всеми соседями, с Францией и США, а также из слабой обученности экипажей и своеобразного менталитета офицерского корпуса.