Несколько слов о Николае II

Jul 04, 2017 12:18

                      

Сразу скажу, что это мой личный, субъективный, оценочный взгляд, не претендующий на истину в последней инстанции.

9 октября (1 ноября) 1981 года император Николай и его семья были канонизированы Русской Зарубежной Церковью, тогда не имевшей церковного общения с Московским патриархатом в СССР. Решение РПЦЗ, которая всегда выступала против большевиков и СССР, носило отчетливо политический характер.

В 2000 году, когда СССР ушел в небытие и настали иные времена, царская семья была канонизирована и Русской Православной Церковью - как «царственные страстотерпцы». Иными словами, причислены к лику святомучеников.

Почему к этому лику не был причислен Александр II, которому бомбой народовольца Гриневицкого раздробило ноги и он умирал куда более мучительной смертью, нежели расстрелянный в подвале Ипатьевского дома Николай II? Про Павла I говорить не будем, он как известно, «умер от апоплексического удара табакеркой в висок» со стороны ближайшего окружения.

Сам по себе последний русский самодержец был личностью слабовольной и малопримечательной, любившей военные смотры и покровительствующей черносотенцам. При нём произошли две революции и две войны, которые страна проиграла. В его бытность развернулась деятельность «старца» Григория Распутина, которого возненавидела вся Россия.

В плюс Николаю Александровичу, пожалуй, можно записать созыв двух мирных конференций в Гааге в 1899 и 1907 годах, на которых были приняты международные конвенции о законах и обычаях войны, включённые в комплекс норм международного гуманитарного права (которые, впрочем, всеми сторонами безбожно нарушались).

К февралю 1917 года, когда началась бунты в Петрограде, ни одна политическая сила, ни одно сословие не заступились за будущего святого - настолько царь скомпрометировал себя во всеобщем мнении. Не заступилась и церковь, считая, что «любая власть от Бога».

Даже будущие руководители Добровольческой армии генералы Корнилов и Деникин не питали к нему ни малейших симпатий. Корнилов, кстати, будучи командующим Петроградским гарнизоном лично арестовывал императрицу и всю семью Николая Романова. Любопытно, что корниловцы, ставшие ядром Доброармии, были наименее монархически настроенными частями (в отличие, например от марковцев и особенно, дроздовцев).

В общем, как написал пророчески в 1906 году поэт Константин Бальмонт,

«Наш царь - Мукден, наш царь - Цусима,
Наш царь - кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму - темно.
Наш царь - убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь-висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.
Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждёт.
Кто начал царствовать - Ходынкой,
Тот кончит - встав на эшафот».

Хотя детей его, безвинно убитых, конечно, жалко.

Это я к чему всё? К злобе дня, фильму Алексея Учителя «Матильда», в котором показан романчик цесаревича Николая с балериной Кшесинской. Лента должна выйти на экраны в октябре 2017 года - к 100-летию Октября, а скандал длится уже давно и только разрастается.

Этому, как известно, активно противится бывшая прокурорша Крыма, а ныне депутат нижней палаты нашего парламента Наталья Поклонская - она ссылается на неких верующих граждан, которые недовольны тем, что, дескать святого показывают в столь непотребном виде.

Бывший глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин пошёл еще дальше и в своем видеоблоге сообщил, что «фильм «Матильда» непременно должен быть запрещен, потому что если он будет показан, Россия погибнет, и это будет справедливо в Божиих очах. И это будет не зло, а благо, потому что через это Господь покажет людям своим наставлением и наказанием, чего никогда нельзя делать».

Ибо, по его мнению, все беды России в ХХ веке начиная с Гражданской войны и заканчивая Перестройкой и «распадом великого государства» происходили из-за «греха богоборчества и цареубийства», а премьера фильма является «новым, символическим и ритуальным цареубийством». Это «плевок в нашу историю, нашу душу, в лучшее, что у нас было», подчеркнул священнослужитель и добавил, что «принятие этого фильма - грех, отлучающий от христианства».

Выводы каждый может сделать сам, а весьма проходному на мой взгляд, фильму, тем временем, сделана мощнейшая реклама.

короли и капуста, дороги нам дураки, злоба дня, мракобесие, кино, дореволюционная Россия

Previous post Next post
Up