«Эрудированный и мужественный военачальник»

Apr 15, 2024 15:08



Генерал армии Николай Ватутин, 1943 год

Поначалу рана в правую ногу, полученная в бою не казалась врачам опасной. Пациента не стали перевозить на лечение в Москву, оставив в Киеве, поближе к его войскам, во временное командование которыми вступил маршал Советского Союза Георгий Жуков.

Лечение Ватутина продвигалось успешно, и был даже назначен примерный день выписки. Однако 23 марта у военачальника поднялась температура, он почувствовал себя плохо.

Никита Хрущев, бывший у него ежедневно, вспоминал: «Врачи, осмотрев его, сказали, что, видимо, это рецидив малярии. Через день-два процесс стал нарастать. Тогда врачи сказали: «Это не малярия, это - более серьезное явление, возникло заражение раны». Это всех встревожило».

В Киев срочно прибыл главный хирург Красной армии генерал-полковник Николай Бурденко. Консилиум врачей пришел к выводу, что у Ватутина развивается газовая гангрена и нужна срочная ампутация ноги.

Возможно, больного мог бы спасти пенициллин, однако этот антибиотик в СССР еще только проходил клинические испытания - первая партия медикаментов была отправлена на фронт в конце 1944 года. С 1942 года пенициллин производился в США, однако к американцам не обратились.

В своих мемуарах Хрущев писал: «Врачи сказали мне, что Сталин отверг пенициллин. Мотив выдвигался такой: пенициллин был не советским (у нас его не имелось), а американским, и Сталин считал, что пенициллин может оказаться зараженным: из США могут послать зараженный пенициллин, чтобы ослаблять наши силы, так что лечить этим лекарством такого крупного военного деятеля, как Ватутин, недопустимый риск».

5 апреля Ватутину с его согласия была проведена высокая ампутация бедра, но самочувствия больного это не улучшило: он впал в полубессознательное состояние и через 10 дней умер.

17 апреля в Киеве прошли похороны полководца. На траурном митинге, который открыл член ЦК КП Украины генерал-майор Зиновий Сердюк, с надгробными речами выступило множество людей. От имени Ставки Верховного главнокомандования Вооруженных сил СССР прощальные слова произнес генерал-полковник Филипп Голиков.

Присутствовала и семья покойного, в том числе мать Ватутина, Вера Ефимовна. Для нее удар был особенно страшен - в феврале 1944-го от ран, полученных на фронте, умер ее сын Афанасий, в марте в бою был убит сын Семен, в апреле она хоронила третьего сына - Николая.

Читать далее здесь.

армия, военные даты, статьи, интересная личность, Вторая мировая

Previous post Next post
Up