«Апофеоз войны» Василия Верещагина

Feb 06, 2024 13:34



(с) Сергей Варшавчик

Картина была написана в Мюнхене в 1871 году после второго путешествия художника в Туркестан в 1859-1870 годах.

Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Замысел был связан со средневековым правителем и полководцем Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов.

Согласно легенде, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда он приказал каждому воину из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено семь пирамид из голов.

По другой версии, картина была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил немецкого путешественника А. Шлагинтвейта и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.

В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где он состоял прапорщиком при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. Россия тогда покоряла эти земли, и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и человеколюбие.

Видел Верещагин и груды непогребенных скелетов, когда побывал в Западном Китае в 1869 году, где поднявшиеся в 1864 году на борьбу против власти империи Цин повстанцы-мусульмане зверски вырезали местное китайское население.

***

Известный русский художественный критик Владимир Стасов писал об «Апофеозе войны»:

"Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими ещё уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества".

Оригинальная рама картины также служит общему замыслу и содержит по нижней стороне резную надпись: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим».

Картина находится в Третьяковской государственной галерее.

любимые картины, живопись

Previous post Next post
Up