В заголовке
поста на Гранях Сергей Аксенов поднял очень важный вопрос - вопрос, имеющий все шансы стать риторическим для демократической части оппозиции. Июльская акция «Стратегии 31» продемонстрировала почти полное отсутствие на площади тех, кого принято называть “лидерами демократической оппозиции”.
Можно долго спорить о перспективах «Стратегии 31», о формате конкретной июльской акции, но сложно назвать, в последнее время, кампанию, столь же успешную для оппозиции медийно и по числу новых сторонников. В совокупности с тем, что есть решение “Солидарности”, в частности, об участии в акциях "Стратегии 31", отсутствие ее лидеров на акции вызывает недоумение.
Да, можно сослаться на лето, как не самое удачное время для акций. Сопредседатели и члены многочисленных политсоветов безусловно имеют право на отдых. Но почему все сразу, тем более что рядовые активисты решили этим своим правом пренебречь и прийти на площадь?
Известно, что отношение к «Стратегии 31» у активистов той части оппозиции, которую принято называть «демократической» неоднозначное, часто полярное, в особенности после произошедшего раскола. Но «Солидарность» принимала решение об участии в акциях кампании. Решение, которое могут игнорировать активисты его не разделяющие, но не лидеры. Лидер, не считающий для себя обязательным решение собственной организации, это все-таки нонсенс. Вряд ли у такой организации есть будущее.
Другим звучавшим объяснением неучастия лидеров было неприятие ими нового формата акции - т.н. “сидячей забастовки”. Дескать он отпугнет потенциальных сторонников, которые не решатся сесть на асфальт. Но позвольте, разве сподвигнуть сторонников на большее, нежели они готовы обычно делать не есть задача лидера?
Можно много спорить о целесообразности и перспективах формата «сидячей забастовки», но прошедшая акция показала его относительную успешность - удалось избежать задержаний и продержаться на площади 2 часа. Тем более, ничего кардинально лучшего никто не предложил, в том числе и лидеры о которых идет речь.
Ключевой принцип для лидера ненасильственного протеста состоит в том, что он не в праве требовать от сторонников делать то, что не готов делать и не делает сам. На это можно возразить, что никто и не требовал от активистов садиться на асфальт. Но суть в том, что тактика «сидячей забастовки» принесла успех и успеха этого активисты добились без посредства лидеров. Собственно цель данного текста - призвать лидеров и их сторонников задуматься над этим фактом. Вырождение института лидерства, его превращение в институт ВИПов, а акция 31-го еще один эпизод на этом пути, налицо, и это угрожает стать причиной многих и многих проблем для демократической оппозиции.